на главную
1
ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
Выходит 4 раза в год

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"

ISSN 1997-4558

Адрес редакции:
119121 Москва
ул. Погодинская 8, корп. 1 Телефоны:
(+7 499) 246-28-90;
факс:
(+7 499) 766-44-65.
E.mail: art-education@mail.ru

art-education.ru/AE-magazine

Информация о регистрации:

*Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл №ФС77-29744 от 12 октября 2007 г.
*Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания в ФГУП НТЦ "Информрегистр":
№178 от 25 сентября 2008г., государственная регистрация: №0420900061

 

Электронный журнал «Педагогика искусства» , №1 2009

СОДЕРЖАНИЕ

история художественного образования

>> Желтова Наталия Михайловна, старший преподаватель изобразительного искусства кафедры теории и методики начального образования Педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, г. Тамбов.

Zheltova Natalya Mihailovna, pedagogical College by K.D. Ushinski's item, department of the theory and elementary education technique, the teacher of the fine arts, Tambov.

Тамбовский художник-педагог А.И. Лёвшин.

Tambov talented artist and great educator A.I. Lyovshin.

В данном очерке содержится описание жизненного пути, творческой и педагогической деятельности тамбовского художника-педагога А.И.Лёвшина (1889-1972), оказавшего большое влияние на развитие художественной жизни Тамбова. Очерк написан на основании сбора информации и изучении материалов в Тамбовском областном архиве, краеведческом музее, картинной галерее, в художественной школе №1, а также на основе воспоминаний об отце Ю.А.Лёвшиной и личных бесед с учениками и коллегами художника.
Материалы публикуются впервые .

Abstract
The given essay contains the description of life, creative and pedagogical activity of the Tambov talented artist and great educator A.I. Lyovshin (1889-1972), who influenced the development of cultural life in Tambov . The essay is based on the informational materials from the Tambov Regional archives, the Museum of local lore, the picture gallery and arts school №1, and also the reminiscences of J.A. Lyovshina about her father and personal talks with his former pupils and colleagues.
The materials are printed for the first time.

Ключевые слова:педагогика, методика художественного образования, художник-педагог, история художественного образования в России, художественная школа.

Key words: pedagogical, art education technique, artist and educator, art education history in Russia , arts school .

педагогика искусства

>> Медкова Елена Стояновна, искусствовед, научный сотрудник лаборатории музыки ИХО РАО
e-mail: elena_medkova@mail.ru

Medkova Elena Stoyanova, art historian, researcher of the Russian Academy of education “The Institute of Art Education” Laboratory of Music

Возможности педагогической интерпретации методологии семиотики и структурализма в преподавании Мировой художественной культуры

The Possibilities of Pedagogical Interpretation of methodology of semiotics and structuralism in the teaching of world culture.

В настоящей статье рассмотрены возможности применения методологии семиотики и структурализма в процесс преподавания мировой художественной культуры в школе на базовом и профильном уровнях. Выявлены способы адаптации методов структурного анализа в педагогику в свете теории развивающего обучения В. Давыдова и культуросообразного образования. Рассмотрены возможности включения в понятийный аппарат школьника таких понятий как архетип, культурные коды, бинарные оппозиции.

Abstract
The possibility of applying the methodology of semiotics and structuralism to the teaching of the history of arts in school at the base and core levels is discussed. The ways to adapt the methods of structural analysis in pedagogy in the light of Davydov's theory of developmental learning and culturological education are identified. The possibility of inclusion such concepts as archetype, cultural codes and the binary opposition to the student's conceptual apparatus is discussed.

Ключевые слова: мировая художественная культура, культуросообразная модель, семиотика, структурализм, архетип, инвариант, текст культуры, культурные коды, моделирование.

Key words: world culture, culturological model, semiotics, structuralism, archetype, invariant, text of the culture, cultural codes, simulation

классическое наследие

>> Кабкова Елена Павловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией интеграции искусств и МХК Института художественного образования РАО,
Стукалова Ольга Вадимовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИХО РАО.
e-mail: chif599@mail.ru

Kabkova Helena Pavlovna, the doctor of art criticism, the professor, the manager of Department of the art-s integration and the world art culture of the Establishment of the Russian Academy of education “The Institute of Art Education”,
Stukalova Olga Vadimovna, с andidate of Pedagogical Science, the leading scientific employee of the Establishment of the Russian Academy of education “The Institute of Art Education” .

К 200-летию Н. В. Гоголя.

To the 200 anniversary of N. V.Gogol.

В статье дается обзор докладам, прозвучавшим на различных конференциях, чтениях, посвященных 200-летней годовщине со дня рождения Н. В. Гоголя. Особое внимание уделяется анализу художественного мира писателя, который был дан в докладах выдающегося современного филолога, профессора Российского государственного гуманитарного университета, доктора филологических наук, действительного члена Российской академии естественных наук Юрия Владимировича Манна.

Ключевые слова: мировое значение творчества писателя, неисчерпаемый художественный мир, язык образов, утверждение мысли о необходимости преображения каждого в духе гуманности, христианского мировосприятия и поведения, гротескно-фантастическое начало гоголевской поэтики, глубокое знание человека.

Abstract
 In article the review is given to the reports which have sounded on different conferences, readings, devoted to 200-year-old anniversary from the date of birth Н. V.Gogol. The special attention is given to the analysis of the art world of the writer which has been given in the reports of the outstanding modern philologist, the professor of the Russian state humanitarian university, the Doctor of Philology, the full member of the Russian academy of natural sciences Jury Vladimirovicha Manna.

Key words: world value of creativity of the writer, the inexhaustible art world, language of images, the statement of thought on necessity of transformation of everyone in the spirit of humanity, Christian attitude and behaviour, the grotesque-fantastic beginning of Gogol poetics, a profound knowledge of the person.

>> Демин Вадим Петрович, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАО, зав. отделом дополнительного образования Института художественного образования РАО.
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Dyomin Vadim Petrovich, the corresponding member of the Russian Academy of Education, the doctor of art criticism, the professor, the manager of Department of an additional education of Institute of Art education of the Russian Academy of Education.

Лев Толстой как зеркало русской педагогики.

Leo Tolstoy as a mirror of Russian pedagogics.

В статье рассматриваются педагогические аспекты творчества русского писателя, Почетного академика Петербургской Академии Наук (1900) Льва Николаевича Толстого. Автор представляет ряд важнейших его педагогических трудов: «Круг чтения» в двух томах, где собраны «мысли многих писателей об истине, жизни и поведении», книгу «Что же нам делать?», трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность», статьи «Об образовании», «Воспитание и образование».

Abstract
The pedagogical aspects of creativity of the Russian writer, the Honorary academician of the Petersburg Academy of sciences (1900) Leo Tolstoy are considered in this aticle. The author represents a number of its major pedagogical works: «A reading circle» in two volumes where thoughts of many writers about truth, a life and behaviour» are collected, the book «That to us to do?», the trilogy "Childhood", "Adolescence", "Youth", articles «About formation», «Education and formation».

Ключевые слова: народное образование, искусство и воспитание, педагогика и семья, нравственность и добро, школа, педагогическая теория и практика.

Keywords : National education, art and education, pedagogics and family, morals and good, school, the pedagogical theory and practice.

теория и методика профессионального образования

>> Севрюкова Надежда Владимировна, член Союза художников России, декан факультета «Художественный металл» Института традиционного прикладного искусства – московского филиала Высшей школы народных искусств (института).
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Sevrukova Nadezhda Vladimirovna, the member of the Union of the artists of Russian, the dean of department «Handicraft metal» of the Institute traditional applied art – Moscow branch of High School of Folk Arts (institute).

Работа с иллюстративным материалом как основа проектирования ювелирных изделий в процессе профессионального обучения художника-ювелира.

llustrative material as the base of jewelry design in professional training of jeweler.

Использование большого количества книг, умение выделить из многообразной информации суть, которая станет основой для воплощения проектной деятельности – залог успешной творческой работы у начинающего художника- ювелира. Способность на основе компиляции разнообразного материала и его трансформации создать свою оригинальную композицию также необходимо развивать у студентов в процессе обучения проектированию.

Abstract
The article considers some illustrative material as a base of jewelry design in professional training of jeweler. The are many various illustrative materials: photograph albums museum collections, jeweler's catalogues, photograph albums of flora and fauna, archeological, architectural, zoological and etc., that jeweler use in designed. The professional training of jeweler contains carrying-out from art album' sketching, project development of jewelry design with taking into consideration technology, and theirs realization in metal-work.

Ключевые слова: зарисовки с книг и альбомов по искусству, композиция в ювелирном искусстве, профессиональная подготовка ювелира, традиционное прикладное искусство России, иллюстративный материал.

Key words: art books and album' sketching, composition in art jewelry, professional training, jeweler, traditional applied art in Russia, illustrative material.

>> Дронов Дмитрий Сергеевич , заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей Школы народных искусств, аспирант Института художественного образования РАО
e-mail: Moscow -01@mail.ru

Dronov Dmitry Sergeevich , managing faculty «Jeweller art» the Higher School of folk arts, the post-graduate student of Institute of art formation of the Russian Open Society

Развитие творческого подхода к проектированию авторских коллекций у студентов кафедры «Ювелирное искусство».

Development of the creative approach to designing author's collections at students of faculty «Jeweller art».

Новизна статьи включает расшифровку педагогических подходов к формированию профессиональных знаний, умений и навыков при индивидуальном преподавании творческих дисциплин. Инновационный подход к самостоятельному ведению творческого поиска дает опыт, помогающий приобрести студенту новые знания, осуществлять на высоком уровне практическую профессиональную деятельность художника традиционного прикладного искусства. Одной из важнейших целей данной статьи является ознакомление с разработанными методиками преподавания творческих дисциплин будущих художников в области ювелирного искусства.

Abstract
Novelty of clause includes decoding pedagogical approaches to formation of a professional knowledge, skills at individual teaching creative disciplines. The innovative approach to independent conducting creative search gives the experience, helping to acquire to the student new knowledge, to carry out at a high level practical professional work of the artist of a traditional applied art. One of the major purposes of given clause is acquaintance with the developed techniques of teaching of creative disciplines of the future artists in the field of jeweller art.

Ключевые слова: проектирование ювелирных изделий, ювелирное искусство, творческого мышления, композиция, фантазия, наглядные материалы, оригинальности творческого замысла.

Key words: designing of jewels, jeweller art, creative thinking, a composition, imagination, evident materials, originality of a creative plan.

>> Дронов Дмитрий Сергеевич , заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей Школы народных искусств, аспирант Института художественного образования РАО
e-mail: Moscow -01@mail.ru

Dronov Dmitry Sergeevich , managing faculty «Jeweller art» the Higher School of folk arts, the post-graduate student of Institute of art formation of the Russian Open Society

Общие требования к профессиональной подготовке художника-мастера для ювелирной промышленности.

The general requirements to vocational training the artist-master for the jeweler industry.

В статье рассматриваются особенности выстраивания педагогического процесса установление соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке специалистов в учебном заведении, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений, получаемым выпускником учебного заведения, особенность учебных заведений, готовящих художников в области традиционного прикладного искусства, использование различных подхода к созданию педагогической модели профессионального образования в ювелирном искусстве.

Abstract
In clause features of forming of pedagogical process an establishment of conformity between the requirements shown to preparation of experts in an educational institution, and actual volume of a professional knowledge and the skills, the received graduate of an educational institution, feature of the educational institutions preparing artists in the field of a traditional applied art, use of the various approach to creation of pedagogical model of vocational training in jeweler art are considered.

Ключевые слова: образовательного процесса, моделирование, технология изготовления, профессиональная подготовка, специалист рабочей квалификации, специалист высшей квалификации, критерии отбора, ювелирная отрасль, дипломная работа, параметры оценки.

Key words: educational process, modeling, a manufacturing techniques, vocational training, the expert of working qualification, the expert of the top skills, criteria of selection, jeweler branch, degree work, parameters of an estimation.

>>Петрова Марина Юрьевна, методист кабинета художественно-эстетических дисциплин ОИПКРО, г. Кострома
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Petrova Marina Yurevna, the methodologist institute of improvement the professional skill of educators, Kostroma

Развитие аналитических навыков учителя музыки в системе дополнительного послевузовского образования.

Development of the analytical experiences by teacher of music in the system of the additional formation.

Статья посвящена проблеме развития аналитических навыков учителя музыки. Показана важность осуществления подготовки учителя музыки к научно-исследовательской деятельности способом восхождения от абстрактного к конкретному. Приводятся учебно-исследовательские задания, направленные на выявление существенного в изучаемых явлениях и требующие мысленного экспериментирования с музыковедческим материалом учителя музыки в системе дополнительного послевузовского образования.

Abstract
This article is dedicated to the problem of the development of the analytical experiences by teacher of music. The importance of the realization of training the teacher of music for the scientific research activity is shown by the method of ascending from the abstract to the concrete. The training- research tasks, given here, directed toward the search of essential in the studied subjects and which require mental experimentation with the musicological material of the teacher of music in the system of additional formation.

Ключевые слова : учитель-исследователь, музыкальное образование, мысленное экспериментирование, музыкальная интонация.

Key words: teacher- researcher, musical education, mental experimentation, musical intonation.

>> Лапшина Екатерина Александровна, заведующая кафедрой кружевоплетения Высшей школы народных искусств
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Lapshina Ekaterina Aleksandrovna, The head of Chair of Handmade lace of The High school of Folk Arts

Инновационная педагогическая модель профессионального образования в художественном кружевоплетении.

The innovation pedagogical model of the professional education in the area of the handmade lace.

В данной статье освещаются вопросы профессионального образования в одном из распространённых направлений традиционного прикладного искусства России - художественном кружевоплетении и представлены основы инновационной педагогической модели непрерывного профессионального образования в этой области в системе «колледж-вуз». Автором рассматривается эта система как внедрённая в интегративный учебно-воспитательный процесс Высшей школы народных искусств инновационная педагогическая модель профессиональной подготовки художников как носителей этой культуры – художественного кружевоплетения России.

Abstract
The different aspects of the professional education in the area of the one of the most widespread directions in the folk art of Russia - handmade lace – are studied in this article. The author represents the basis of the innovation pedagogical model of the constant professional education in the system “college-high school”. According to the author's concept this system is an innovation pedagogical model of the professional preparing of the artists who are the true represents the culture of the Russian handmade lace.

Ключевые слова: инновационная педагогическая модель, система непрерывного профессионального образования, народные искусства России, кружевоплетение, основы модели.

Key words: the innovation pedagogical model, system of the constant professional education, the folk arts of Russia , handmade lace, basis of the model.

>>Васильева Елена Ивановна, преподаватель кафедры живописи Высшей школы народных искусств (института), Санкт-Петербург, Аспирантка Института художественного образования Российской академии образования
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Vasileva Helena Ivanovna, the teacher of The High school of Folk Arts (S-Peterburg), post – graduate student of institute of art education of Russian Academy of Education.

Особенности преподавания живописи в профессиональном обучении художника традиционного прикладного искусства.

Peculiarities of the painting teaching techniques in the professional education of the artists in the traditional applied arts.

Статья обращена к преподавателям живописи, к проблемам, задачам в образовании и развитию художественного вкуса молодого поколения в русле традиций Русского традиционного декоративно-прикладного искусства. Статья отражает специфику преподавания живописи для сту¬дентов таких специализаций как художественная вышивка, кружевоплетение, ювелирное и косторезное искусство, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по ткани. От общих подходов к работе со студентами ав¬тор переходит к подробному перечислению используемых методов работы.

Abstract
The article is addressed to the painting teachers and relates of the problems and purposes of education, of the development of the artistic taste of young people as the Russian Traditional decorative arts are concerned. The article shows teaching techniques used in the educational work with the students of such specialties as embroidery, lace making, jewellery, ivory carving, lacquer painting and batik. The author describes general approaches to working with the students as well as teaching and training methods in detail.

Ключевые слова: профессиональное художественное образование, живопись, традиционное прикладное искусство

Key words: painting, teaching, traditional, applied, arts

методика интеграции искусств

>> Абдуразакова Диана Мусаевна, кандидат педагогических наук, профессор Дагестанского государственного педагогического университета. г. Махачкала, Дагестан
e-mail: kdd007@bk.ru

Abdurazakova Diana Musaevna, candidate of the pedagogical sciences, the professor of Dagestanskij state pedagogical university. Makhachkala, Dagestan.

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе становления толерантного сознания учащихся многонационального региона.

Pedagogical conditions of the creation of the cultural-educational environment in the course of formation of tolerant consciousness of pupils of multinational region.

Статья посвящена различным аспектам развития толерантного сознания учащейся молодежи на примере многонационального региона. Особое внимание автор уделяет вопросам создания особой культурно-образовательной среды, которая в логике авторской концепции понимается фактора развития толерантного сознания учащихся. В статье выделены несколько педагогических условий создания такой среды. Среди них: педагогическое сопровождение процесса развития толерантного сознания, взаимодействие социокультурных сред в учреждении образования и культуры и акцент на компонент искусства в образовательном процессе.

Abstract
Article is devoted to various aspects of development of tolerant consciousness of studying youth based on an example of multinational region. The author pays special attention to the questions of the creation of the special cultural-educational environment which in the logic of the author's concept is understood the factor of development of tolerant consciousness of pupils. In article some pedagogical conditions of the creation of such environment are allocated. Among them: pedagogical support of development of tolerant consciousness, interaction of the social-cultural environments in formation and culture establishment and accent on an art component in educational process.

Ключевые слова: толерантность, толерантная позиция личности, развитие толерантного сознания, многонациональный регион, культурно-образовательная среда, влияние культурного поля, процесс погружения в пространство истории и культуры, с одержание педагогического сопровождения, взаимодействие социокультурных сред.

Key words: tolerance, a tolerant position of the person, development of tolerant consciousness, multinational region, the cultural-educational environment, influence of a cultural field, immersing process in history and culture space, the maintenance of pedagogical support, interaction of the social-cultural environments.

музыкальное образование

>> Сапельников Денис Сергеевич, старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова; артист Тамбовского симфонического оркестра.
e-mail:sds982@yandex.ru.

Sapelnikov Denis Sergeevich, the senior teacher of chair of musical pedagogics of Tambovskij state musical-teacher training college after S.V.Rakhmaninov; the musician of Tambovskij symphonic orchestra.

К вопросу об аппликатуре (на материале учебной работы в фортепианных классах).

To a question about finger notation (based on a study material in piano classes).

В статье раскрываются различные аспекты повышения общей аппликатурной компетенции учащихся в учебно-образовательном процессе на музыкальных факультетах педагогических учебных заведений. Автор обращается к данной проблеме, базируясь на положении о том, что аппликатура представляет собой действенное средство музыкальной выразительности , средство достижения определённых художественных целей.

Abstract
In this article the various aspects of increase of the general of the finger notation competence of the students in the educational process at musical faculties of pedagogical educational institutions are revealed. The author addresses to this problem, being based on the position that finger notation represents the effective means of musical expressiveness, means of achievement of the certain art purposes.

Ключевые слова: российская фортепианная педагогика, подходы к вопросам аппликатуры, различные аппликатурные варианты, музыкально-исполнительская культура, художественно-выразительное начало.

Key words: the Russian piano pedagogics, approaches to questions of the finger notation, various finger notation's variants, the musical-performing culture, the art-expressive source.

театральная педагогика

>>Страхов Александр Владимирович, научный сотрудник лаборатории театра Института художественного образования РАО,
e-mail: strakhov-on@ yandex.ru

Strakhov Alexander Vladimirovich, the scientific employee of laboratory of theatrical art, Institute of art education of the Russian Academy of Education.

Постановка спектакля как основа театрального воспитания и обучения.

Production of performance as a basis of theatrical training and education.

В статье анализируется своеобразие принципов реализации воспитательного и образовательного потенциала театрального искусства. Сделан вывод о том, что использование процесса постановки спектакля в качестве основы для театрального воспитания и обучения осуществлялась на всех этапах существования театра в России.

Abstract
In the paper the originality of principles of realization of educational potential of a theatrical art is analyzed. It is drawn a conclusion that use of process of production of performance as a basis for theatrical education and training was carried out at all stages of existence of theatre in Russia.

Ключевые слова: постановка спектакля, театральное обучение и воспитание.

Key words: production of performance, theatrical training and education.

представляем новую рубрику: модели национальной культуры

Новая рубрика нашего журнала посвящена теме макро и микро моделей в национальной культуре и искусстве. Мы обращаемся к одному из наиболее перспективных методов, развивающемся на базе структурализма – моделированию. Моделирование объединяет в себе логику структуры и синкретизм интуитивного постижения образа, то и другое весьма облегчают восприятие большого объёма информации, что особенно актуально в современной педагогике. В статье Медковой Е.С. рассматриваются особенности мифологической и пространственной макромодели, повлиявшей на сложение русского национального пейзажа. В лекционном цикле Щукина В.Г. Москва представлена как совокупность локусов, мифопоэтических литературных урочищ, порождающих миф и провоцирующих рождение литературных и художественных событий и ассоциативных рядов.

>> Щукин Василий Георгиевич, доктор филологических наук, литературовед и культуролог, профессор Ягеллонского университета (Краков, Польша), зав. кафедрой истории русской литературы, Средневековья и Нового времени.
e-mail: wszczukin@yandex.ru

Shchukin Vasiliy Georgievich, Ph.D. (philological sciences), the philologist, the culturologist, the professor of Jagellonsky university ( Krakow , Poland ), the manager of Chair of history of the Russian literature, the Middle Ages and New time.

Московские литературные урочища: Симоново, Девичье поле (из цикла лекций по мифопоэтике Москвы) - часть 1

The Мoscow „poetic places” (from the series of lectures about the poetic mithology of Moscow ) - part 1

Предлагаемая статья представляет собой обзор десяти московских литературных урочищ, которые появлялись и на реальной, и на воображаемой поэтической карте города и его окрестностей с конца XVIII до конца Х I Х века. Это Симоново, Девичье поле, Марьина роща, Страстная площадь, район Маросейки и Покровки и Петровский парк. Урочища представляют собой места, по разным причинам облюбованные и воспетые поэтами и писателями; очень часто это места, связанные с воображаемой судьбой литературных героев. Причинами особой семантической отмеченности литературных урочищ является их привлекательный природный ландшафт, связь с важными историческими событиями, а также с устными легендами и, наконец, с обстоятельствами личной жизни авторов, которые могли повлиять на их художественное воображение.

Abstract
This paper is meant as a review of ten Moscow „poetic places” (loci poesiae) which exist on both, real and common imaginary maps of poetic Moscow and its surroundings from the end of 18th century till the end of 19th one. These are: Simonovo, Devich'e Pole, Mar'ina Roscha, Strastnaya Ploschad', Maroseika and Pokrovka Streets, and Petrovskii Park . For many reasons poets and writers had feelings for these places; very often they appeared in poetical descriptions and were of a great importance to the fate of literary heroes. „Poetic places” gain their particular semantic meaning through some characteristic features of surrounding landscapes, connections with important historical events, oral legends as well as events from authors' personal life which could have had strong influence on their imagination.

Ключевые слова: гуманитарная география, литературная топография, мифопоэтика, русская литература XVIII – XX веков, Москва, городское урочище.

Key words: human geography, literary topography, mythopoetics, Russian literature of the 18–20 centuries, Moscow , urban „poetic place”.

>> Медкова Елена Стояновна, искусствовед, научный сотрудник лаборатории музыки ИХО РАО
e-mail: elena_medkova@mail.ru

Medkova Elena Stoyanova, art historian, researcher of the Russian Academy of education “The Institute of Art Education” Laboratory of Music

Русский национальный пейзаж. Две пространственно-временные модели.

Russian national landscape. Two spatial-temporal models .

В статье сформулированы особенности двух моделей, оказывающих влияние на сложение русского национального пейзажа в живописи – мифологической и пространственной. Рассмотрены географические и исторические факторы, влияющие на формирование пространственной модели.

Abstract
The features of two models (mythological and spatial) that influence the composition of Russian national landscape in paintings are formulated. The geographical and historical factors influencing the formation of spatial patterns are considered.

Ключевые слова : русский национальный пейзаж, мифологическая модель, национальная пространственная модель.

Keywords: Russian national landscape, mythological model, the national spatial model.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО

Официальный сайт института:
www.art-education.ru

Журнал издаётся по решению учёного совета института с 2006 года.

Главный редактор --
академик РАО
Школяр Л.В.;

Научный редактор --
член-корреспондент РАО, профессор
Савенкова Л.Г.

 

Правила публикации