1 | |||||
ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА |
|||||
![]() |
СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА" ISSN 1997-4558 Адрес редакции: |
СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 25 марта 2014 года в Москве состоялся Международный круглый стол на тему «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры». Подробнее см. http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/ Данный номер журнала «Педагогика искусства» включает основные доклады и выступления участников круглого стола - ведущих экспертов стран СНГ в области художественного образования, педагогов и представителей системы художественного образования Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, выдающихся деятелей науки, культуры, искусства. March 25, 2014, an international symposium took place in Moscow discussing "The problems and perspectives of the Art education in the context of modern culture". For details, please visit http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/. This issue of the "Pedagogy of Art" journal contains the main presentations by the participants of the symposium, including the leading experts of the ex-USSR states in the field of the Art education, teachers and other representatives of the educational systems of Russia, the near-abroad, and other countries, as well as the eminent figures of the Science, the Art, and the Culture. СОДЕРЖАНИЕ:
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБСЕРВАТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА
доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования
ФГНУ «Институт художественного образования» РАО
Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Ключевые слова: информационный ресурс, культурное пространство, художественное образование, экспертное сотрудничество, межкультурное взаимодействие, обогащение культур. Аннотация: В статье раскрываются возможности информационного ресурса, включающего различные сведения о системах художественного образования в странах СНГ (исследования, успешный опыт, концепции, проекты, публикации и др.). Автор даёт краткую содержательную характеристику Обсерватории (многофункциональность, доступность, продвижение идей и культурных проектов, разделы и т. п.); показывает потенциал ресурса в отношении межкультурного сотрудничества, обмена опытом, профессионального, творческого взаимодействия и формирования единого информационного культурного пространства.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: РЕСУРСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЫХОВСКАЯ ИРИНА МАРКОВНА доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физичекой культуры, спорта и туризма
Российская Федерация, 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
Ключевые слова: массовое художественное образование, социальный потенциал художественного образования, социальные факторы художественного образования, коммуникативные способности, практика художественно-эстетического воспитания. Аннотация: В статье рассматриваются социальные факторы развития массового художественного образования, а также потенциал художественно-эстетического образования и воспитания при решении важных социальных проблем, связанных с развитием личности и общества. Особое внимание уделено возможностям данного сегмента образования в формировании эмоциональной сферы, коммуникативных способностей, в том числе в межкультурной коммуникации. В статье представлен краткий анализ результатов сравнительного европейского исследования систем массового художественного образования как значимого социального инструмента.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВВ ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЕСЕНОВА ХАНЗАДА вице-президент Казахской национальной федерации ЮНЕСКО
Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Ауэзова, д. 38 А
Ключевые слова: профессиональное развитие, педагог искусства, образовательный процесс, педагогические технологии, личностный рост. Аннотация: В статье раскрываются основные направления профессионального развития педагогов искусства. Показано, что отсутствие активного процесса совершенствования профессионального уровня ведет к снижению уровня преподавания искусства. Определено, что наиболее эффективно проведение интегративных мастер-классов, на которых уроки дают специалисты в разных видах искусства.
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАТИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С КОНЦЕПТОМ «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»
ЗЕЛЕНОВ ЕВГЕНИЙ ВАДИМОВИЧ кандидат педагогических наук; заместитель руководителя структурного подразделения ГБОУ СОШ № 1955, Москва.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1955.
129346, Москва, 1-ая Напрудная улица, д. 13.
Ключевые слова: художественно-эстетическое образование, эстетическое, неутилитарное, прагматизм, эстетическая ценность, «отрешённое бытие». Аннотация: В статье раскрываются внутренние противоречия современного художественно-эстетического образования, которые вытекают из анализа самого понятия «эстетическое» и рассматриваются в трёх аспектах: социальном, аксиологическом и онтологическом. Внеутилитарная сущность эстетического сталкивается с прагматической направленностью современного образования. Специфика эстетических ценностей предполагает их независимость и, одновременно, интегрированность с иными ценностями. Бытие эстетического вступает в конкуренцию с виртуальной реальностью. Автором предложены некоторые подходы к преодолению этих противоречий по каждому аспекту.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ КИРНАРСКАЯ ДИНА КОНСТАНТИНОВНА доктор искусствоведения, профессор, проректор по инновациям и творческой работе ФГБОУ ВПО «Российская Академия музыки им. Гнесиных»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Академия музыки имени Гнесиных»
121069, г. Москва ул. Поварская, дом 30/36
Acting director of innovation and creativity; Gnessin Russian Academy of Music
121069, Moscow,Povarskaya, bld. 30/3 Ключевые слова: художественное образование, методика обучения искусству, общехудожественное развитие, пропаганда, досуг взрослых, художественно-просветительская деятельность. Аннотация: Статья посвящена современной проблематике и перспективному развитию отечественного художественного образования. Автор подробно рассматривает вопросы методики детского обучения дисциплинам искусства, обращает внимание на предпрофессиональные программы в области искусства и программы общехудожественного развития, подчеркивает значимость маркетинга художественного образования, затрагивает проблемы художественно-просветительской деятельности и досуга взрослых людей, посвященного искусству, показывает необходимость пропаганды научных знаний о положительном воздействии искусства на мозг и его интеллектуальные ресурсы.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКИ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ВЫЗОВЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ КОЧЕЛЯЕВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА кандидат исторических наук, доцент Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога,
директор АНО по развитию исследований и проектов в области культуры и искусства «Новый институт культурологии»
Ключевые слова: культура, культурное разнообразие, художественное образование, наследие. Аннотация: Статья посвящена вопросам, связанным с лучшими практиками в области охраны и поощрения культурного разнообразия и развития художественного образования в странах Центральной Азии. Примеры касаются деятельности государственных и негосударственных организаций культуры: музеев, культурных центров и др.
ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
и.о. ректора ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, дом 7
Ключевые слова: художественное образование, интеграция, культура и искусство, непрерывность, дополнительные предпрофессиональные программы, общеразвивающие программы. Аннотация: Статья посвящена перспективам развития современного художественного образования в России. Автор подробно останавливается на роли отечественных высших учебных заведений культуры и искусств в построении эффективной системы непрерывного художественного образования; излагает свою позицию по отношению к дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам; показывает возможности формирования интегрированной системы, охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и широкого массового (неформального) художественного образования.
ОСВОЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЧЕШСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ) КШИЦОВА ДАНА СТАНИСЛАВОВНА доктор наук, профессор философского факультета; Института славистики Университета им. Масарика
Чешская Республика, г. Брно
Ключевые слова: педагогические традиции, художественное образование, культура, русская литература, электронное обучение, взаимодействие искусств, международное пространство. Аннотация: В статье раскрываются некоторые аспекты педагогического опыта автора по изучению русской культуры в контексте художественного образования Чешской Республики. В публикации представлен интересный пример из истории издания рукописи книги эссе и переводов Константина Дмитриевича Бальмонта «Душа Чехии»; показаны возможности электронного обучения на примере созданного словаря чешско-русской переводческой терминологии; приведены конкретные приёмы освоения восточнославянского фольклора и русской культуры.
РОЛЬ ЯЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР МАРКАРОВА ТАМАРА СЕРГЕЕВНА кандидат филологических наук, доцент; И.о. директора ФГНУ «Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского» РАО
Российская Федерация, г. Москва, Большой Толмачевский переулок, дом 3
Ключевые слова: язык, культура, взаимодействие, семантика, семиология, лингвокультурология, лингвокоммуникация, междисциплинарные связи, логико-культурные модели, социум, языковая личность. Аннотация: Исходной позицией статьи является утверждение, что развитие социума включает в себя социальное развитие, когнитивное развитие, психическое развитие, информационное развитие, языковое развитие. В лингвистической философии активно изучаются механизмы взаимодействия языка и культуры, исследуются возможности разработки различных методов координации и интеграции лингвокультурологических систем. Неоспорима роль контекста (реальная картина мира) в диалоге языка и культуры, диалога культур. Основные характеристики системы языка и теории культуры доказывают необходимость междисциплинарного подхода к понятийно-категориальному аппарату и практическим результатам этих сфер. Предлагаются пять моделей взаимодействия (диалога) языка и культуры.
ЦНХО – ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
НЕМЕНСКАЯ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА кандидат философских наук, профессор; заместитель директора ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы «Центр непрерывного художественного образования»
129301 Москва, ул. Касаткина, д. 1
Ключевые слова: профессионализм художника-педагога, повышение квалификации, предмет «Изобразительное искусство», инновационные процессы, методы и формы обучения. Аннотация: Статья посвящена описанию форм и методов развития педагогического профессионализма и художественно-творческого потенциала педагогов изобразительного искусства в условиях современной культуры и требований актуальной стратегии образования, осуществляемых ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Центром непрерывного художественного образования Департамента образования города Москвы.
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ ИСКУССТВА НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ народный художник России, академик РАО и РАХ, директор ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы «Центр непрерывного художественного образования»
129301 Москва, ул. Касаткина, д. 1
Ключевые слова: профессионализм учителя изобразительного искусства; развитие зрительной системы, грамматические и образные основы языка визуально-пространственных искусств. Аннотация: В настоящее время остро стоят проблемы готовности учителя изобразительного искусства к квалифицированному преподаванию своего учебного предмета, содержание и формы преподавания которого претерпели коренные позитивные изменения. В статье акцентируются две основные проблемы формирования профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства, сегодня слабо понимаемые как школой, так и системой подготовки учителей. Это проблемы развития профессионального зрения и владения основами образного языка визуально-пространственных искусств.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОЛЕСИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией интеграции искусств ФГНУ «Институт художественного образования» РАО
Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования
Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Ключевые слова: художественное образование, культура личности, сфера культуры и искусства, система образования, педагогика искусства, профессиональное образование в сфере культуры и искусства, образование через искусство, культурное разнообразие, социализация, творческий потенциал. Аннотация: Образование в современном обществе выполняет культурно-трансляционную функцию. Художественное образование в современной культуре рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий. В Российской Федерации существует действенная система художественного образования, включающая общее и дополнительное художественное образование, профессиональное художественное образование. Особое внимание уделяется наработкам в области образования через искусство, которое рассматривается как один из методов преподавания и обучения, предусматривающий включение художественных и культурных аспектов во все предметы программы. Подчеркивается важная роль образования в сфере искусства для развития творческого потенциала личности, успешной социализации и сохранения многообразия российской культуры.
ОБСЕРВАТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА
ПОЛЮДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка,
Международная лингвистическая корпорация Берлиц, Пало Алто, Калифорния, США
Ключевые слова: художественное образование, система художественного образования, образовательный веб-сайт, программа художественного образования, виртуальное образовательное пространство. Аннотация: Статья рассматривает состояние современного мирового образовательного пространства с точки зрения потенциальных возможностей развития взаимодействия сфер художественного образования разных стран. Инициатива ЮНЕСКО по созданию Веб-обсерватории как единого виртуальногопрофессионального пространства создает уникальную среду для межгосударственного общения специалистов педагогики искусства. Автор анализирует особенности виртуальной обсерватории ЮНЕСКО как многогранного потенциала развития электронных ресурсов различных профессиональных сообществ в сфере художественного образования.
О ПРЕПОДАВАНИИ ИСКУССТВА И МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЭСТОНИИ РАУДСЕПП ИНГЕ доктор философии (PhD), главный специалист по искусству и музыке
ЦУ «Иннове», г. Таллинн, Эстония
Целевое учреждение по развитию пожизненного обучения «Иннове»
г. Таллинн, Эстонская Республика
Ключевые слова: общеобразовательная школа, обучение, искусство, музыка, социально-конструктивистская парадигма, межличностное общение, современные методы преподавания, дифференцированные учебные задания. Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты и специфика преподавания искусства в общеобразовательных школах современной Эстонии. Автор сравнивает государственные учебные программы 1996 и 2010 гг.; разъясняет современные подходы к обучению искусству и музыке; показывает важность личного опыта и межличностного сотрудничества школьников; подробно останавливается на особенностях планирования и организации учебного процесса на уроках области знания «Искусство»: опора на базовые ценности и общие компетенции учебной программы, дифференцированные учебные задания, разнообразные виды учебной среды, современные методы преподавания и др.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО,
зам. директора ФГНУ «Институт художественного образования» РАО
Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования
Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Ключевые слова: образование, эстетическое воспитание, искусство, художественная педагогика, гуманитарно-художественные предметы, интегрированный полихудожественный подход, интегрированное обучение. Аннотация: В статье показан ряд современных проблем российского художественного образования: формирование мировоззрения школьников, развитие их познавательных способностей и подготовка к практической жизни, сокращение учебного времени на освоение предметов художественного цикла и др. Автор раскрывает сущность интегрированного полихудожественного подхода к процессу освоения искусства с учетом региональных и историко-культурных традиций, выделяет основные направления преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ САРГСЯН НЕЛЛИ ГУРГЕНОВНА директор Фонда «Содействия культурному образованию», Республика Армения
Фонд «Содействия культурному образованию»
Республика Армения, 0009, Саят-Нова, 1а
Ключевые слова: культура, искусство, общее и профессиональное художественное образование, культурные национальные ценности, система образовательных учреждений. Аннотация: Статья освещает современное состояние и основополагающие направления развития художественного образования в Республике Армения. Автор уделяет внимание вопросам дальнейшей интеграции в мировые культурно-художественные процессы, сохранению и развитию самобытности национальной культуры, перспективам международного сотрудничества и установлению партнерских взаимоотношений. Особо рассматриваются возможности решения проблем развития творческого потенциала в XXI веке с учетом современной культуры, подчеркивается актуальность создания Национального Института Культуры.
ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СТУКАЛОВА ОЛЬГА ВАДИМОВНА доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования»
Российской академии образования
119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1
Ключевые слова: гуманитарное знание, культура, искусство, профессиональная подготовка, содержание образования, методология, аксиомы, культурные ценности, гуманистические идеалы. Аннотация: В статье раскрывается точка зрения автора в отношении роли и значения гуманитарного знания, его современного положения, истинного предназначения, практической пользы и т. п.; приводится ряд аксиоматичных положений, доказывающих системообразующую роль гуманитарного знания в профессиональном образовании.
КУЛЬТУРА КАК НАДЕЖДА И СПАСЕНИЕ
(ПО СЛЕДАМ БРОДСКОГО И ИСКАНДЕРА)
ТАБАЧНИКОВА ОЛЬГА МАРКОВНА доктор философских наук, преподаватель Бристольского университета, Великобритания
Ключевые слова: культура, нравственность, поэзия, классические традиции, художественное произведение, культурная преемственность, эстетический вкус. Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме «всех времен» – взаимодействию духовной культуры человечества и научно-технического прогресса. На примере некоторых литературных произведений И. Бродского и Ф. Искандера автор показывает сложные, противоречивые отношения культуры и цивилизации, выражает свою принципиальную позицию по отношению к «вседозволенности псевдокультуры», раскрывает основную задачу современного образования, подчеркивает важность сохранения культурной преемственности и обращения к классическим традициям.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт художественного образования» РАО;
Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Ключевые слова: образование, искусство, культурное разнообразие, педагогика искусства, художественная дидактика, принципы, подходы, концептуальность, научность, художественность. Аннотация: В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ
К СТРАТЕГИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, дом 7
Ключевые слова: художественное образование, исследование, традиции, новации, искусство, культурная деятельность, общечеловеческие и национальные ценности, художественны традиции стран и народов. Аннотация: В статье приводятся некоторые результаты компаративного (сравнительного) исследования теории и практики художественного образования в странах СНГ, проведенного в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009–2014).
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Официальный сайт института: Журнал издаётся по решению учёного совета института с 2006 года. |
||