1
ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
Выходит 4 раза в год

СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"

ISSN 1997-4558

Адрес редакции:
119121 Москва
ул. Погодинская 8, корп. 1
Телефоны:
+7 (499) 246-28-90;
факс:
+7 (499) 766-44-65.
E.mail:
art-education@art-education.ru

art-education.ru/AE-magazine

*Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл №ФС77-56553 от 26 декабря 2013 г.
*Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл №ФС77-29744 от 12 октября 2007 г.
*Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания в ФГУП НТЦ "Информрегистр": №178 от 25 сентября 2008 г., государственная регистрация: №0420900061

 

СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
"ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"
№3 2014

25 марта 2014 года в Москве состоялся Международный круглый стол на тему «Проблемы и перспективы художественного образования в контексте современной культуры». Подробнее см. http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/

Данный номер журнала «Педагогика искусства» включает основные доклады и выступления участников круглого стола - ведущих экспертов стран СНГ в области художественного образования, педагогов и представителей системы художественного образования Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, выдающихся деятелей науки, культуры, искусства.

March 25, 2014, an international symposium took place in Moscow discussing "The problems and perspectives of the Art education in the context of modern culture". For details, please visit http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/.

This issue of the "Pedagogy of Art" journal contains the main presentations by the participants of the symposium, including the leading experts of the ex-USSR states in the field of the Art education, teachers and other representatives of the educational systems of Russia,  the near-abroad, and other countries, as well as the eminent figures of the Science, the Art, and the Culture.

СОДЕРЖАНИЕ:


АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБСЕРВАТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ
БЫХОВСКАЯ ИРИНА МАРКОВНА
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: РЕСУРСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕСЕНОВА ХАНЗАДА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЗЕЛЕНОВ ЕВГЕНИЙ ВАДИМОВИЧ
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАТИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С КОНЦЕПТОМ «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»

КИРНАРСКАЯ ДИНА КОНСТАНТИНОВНА
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

КОЧЕЛЯЕВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ВЫЗОВЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КШИЦОВА ДАНА СТАНИСЛАВОВНА
ОСВОЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЧЕШСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

МАРКАРОВА ТАМАРА СЕРГЕЕВНА
РОЛЬ ЯЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

НЕМЕНСКАЯ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
ЦНХО – ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ ИСКУССТВА

ОЛЕСИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ПОЛЮДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ОБСЕРВАТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

РАУДСЕПП ИНГЕ
О ПРЕПОДАВАНИИ ИСКУССТВА И МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЭСТОНИИ

САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

САРГСЯН НЕЛЛИ ГУРГЕНОВНА
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУКАЛОВА ОЛЬГА ВАДИМОВНА
ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ТАБАЧНИКОВА ОЛЬГА МАРКОВНА
КУЛЬТУРА КАК НАДЕЖДА И СПАСЕНИЕ (ПО СЛЕДАМ БРОДСКОГО И ИСКАНДЕРА)
ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО
ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ К СТРАТЕГИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ


О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБСЕРВАТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ
THE ART EDUCATION OBSERVATORY OF THE EX-USSR STATES: THE CURRENT STATE AND PERSPECTIVES

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА
ALEKSEEVA LARISSA LEONIDOVNA

доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования ФГНУ «Институт художественного образования» РАО Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Doctor of Education, Associate Professor, Deputy Director, Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education» Federal state scientific institution «Institute of art education» of Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation, Pogodinskayastr. 8, building 1, Moscow 119121 Russia;
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: информационный ресурс, культурное пространство, художественное образование, экспертное сотрудничество, межкультурное взаимодействие, обогащение культур.
Key words: information resource, cultural space, Art education, expert cooperation, intercultural relations, culture enrichment.

Аннотация: В статье раскрываются возможности информационного ресурса, включающего различные сведения о системах художественного образования в странах СНГ (исследования, успешный опыт, концепции, проекты, публикации и др.). Автор даёт краткую содержательную характеристику Обсерватории (многофункциональность, доступность, продвижение идей и культурных проектов, разделы и т. п.); показывает потенциал ресурса в отношении межкультурного сотрудничества, обмена опытом, профессионального, творческого взаимодействия и формирования единого информационного культурного пространства.
Abstract: The paper presents the prospective of the information resource, which is to include a range of data on the Art education in different countries of the CIS (the Commonwealth of Independent States or exSoviet States) and others. The author provides a brief content-based description of the Observatory (multifunctionality, availability, cultural projects and concepts promotion, structure et. al.), shows the usability of the resource as regards the intercultural cooperation, experience exchange, professional and creative cooperation and forming the universal cultural space.

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: РЕСУРСЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT PROCESS OF THE COMMUNICATIVE APTITUDES AND SKILLS: THE SOURCES IN ART EDUCATION

БЫХОВСКАЯ ИРИНА МАРКОВНА
BYKHOVSKAYA IRINA MARKOVNA

доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций Российского государственного университета физичекой культуры, спорта и туризма Российская Федерация, 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4
full professor of philosophy, Honored worker of culture of RSFSR, Chair of the departmentof cultural studies, socio-cultural anthropology, and social communication, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism. Russian Federation, Moscow, Sirenevyblvd, bld. 4;
e-mail: byk.irina@gmail.com

Ключевые слова: массовое художественное образование, социальный потенциал художественного образования, социальные факторы художественного образования, коммуникативные способности, практика художественно-эстетического воспитания.
Key words: art education, social potential of art education, social factors of art education, communicative aptitudes and skills, praxis of artistic-aesthetic education.

Аннотация: В статье рассматриваются социальные факторы развития массового художественного образования, а также потенциал художественно-эстетического образования и воспитания при решении важных социальных проблем, связанных с развитием личности и общества. Особое внимание уделено возможностям данного сегмента образования в формировании эмоциональной сферы, коммуникативных способностей, в том числе в межкультурной коммуникации. В статье представлен краткий анализ результатов сравнительного европейского исследования систем массового художественного образования как значимого социального инструмента.
Abstract: An article considers social factors of mass art education development and the potential of artistic-aesthetic education and the potential of artistic-aesthetic education and forming personalities dealing with complicated social issues. The author pays special attention to the possibilities of artistic-aesthetic education in forming emotional state, communicative aptitudes and skill, and intercultural communication. The article deliberates the analysis of European comparative studies on the systems of mass art education as the phenomenon of significant social instrument.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВВ ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
MAIN DIRECTIONS OF THE TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT AT CHILDREN'S ART SCHOOLS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

ЕСЕНОВА ХАНЗАДА
YESENOVA KHANZADA

вице-президент Казахской национальной федерации ЮНЕСКО Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Ауэзова, д. 38 А
Vice-president Kazakhstan national federation of UNESCO 38 A, Auezon st., Almaty, Kazakhstan;
e-mail: artschool@bk.ru

Ключевые слова: профессиональное развитие, педагог искусства, образовательный процесс, педагогические технологии, личностный рост.
Key words: professional development, teacher of art, educational process, educational technology, personal growth.

Аннотация: В статье раскрываются основные направления профессионального развития педагогов искусства. Показано, что отсутствие активного процесса совершенствования профессионального уровня ведет к снижению уровня преподавания искусства. Определено, что наиболее эффективно проведение интегративных мастер-классов, на которых уроки дают специалисты в разных видах искусства.
Abstract: The article describes the main directions of the Art teachers’ professional development. It is shown that the lack of an active process of improving the professional level leads to a decrease in the level of teaching art. It’s determined that the most effective ways is holding the integrative master classes, where lessons are given by experts in different fields of art.


К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАТИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С КОНЦЕПТОМ «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ»
ACCORDING TO THE ISSUE OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION IN CONNECTION WITH THE CONCEPT OF "AESTHETIC"

ЗЕЛЕНОВ ЕВГЕНИЙ ВАДИМОВИЧ
ZELENOV EVGENY VADIMOVICH

кандидат педагогических наук; заместитель руководителя структурного подразделения ГБОУ СОШ № 1955, Москва. Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1955. 129346, Москва, 1-ая Напрудная улица, д. 13.
Deputy Head of the department in State Educational Institution Secondary School №1955, Moscow. State Educational Institution Secondary School №1955, Moscow. Naprudnayastr. 13, Moscow 129346 Russia;
e-mail: zelenov68@mail.ru

Ключевые слова: художественно-эстетическое образование, эстетическое, неутилитарное, прагматизм, эстетическая ценность, «отрешённое бытие».
Key words: Artistic and aesthetic education, aesthetic, non-utilitarian, pragmatism, aesthetic value, ”renounced existence”.

Аннотация: В статье раскрываются внутренние противоречия современного художественно-эстетического образования, которые вытекают из анализа самого понятия «эстетическое» и рассматриваются в трёх аспектах: социальном, аксиологическом и онтологическом. Внеутилитарная сущность эстетического сталкивается с прагматической направленностью современного образования. Специфика эстетических ценностей предполагает их независимость и, одновременно, интегрированность с иными ценностями. Бытие эстетического вступает в конкуренцию с виртуальной реальностью. Автором предложены некоторые подходы к преодолению этих противоречий по каждому аспекту.
Abstract: The article describes the internal contradictions of contemporary artistic and aesthetic education, which arearised from the analysis of the concept "aesthetic" and are considered in three aspects: social, ontological and axiological.Non-utilitarian nature of aesthetic faces the pragmatic orientation of modern education. Peculiar features of aesthetic values assumes their independence and, at the same time, integration with other values. Genesis of aesthetic competes with virtual reality. The author offers some approaches to overcome these contradictions in every aspect.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ
CURRENT PROBLEMS OF ART EDUCATION DEVELOPMENT IN XXI CENTURY

КИРНАРСКАЯ ДИНА КОНСТАНТИНОВНА
KINARSKAYA DINA KONSTANTINOVNA

доктор искусствоведения, профессор, проректор по инновациям и творческой работе ФГБОУ ВПО «Российская Академия музыки им. Гнесиных» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Академия музыки имени Гнесиных» 121069, г. Москва ул. Поварская, дом 30/36 Acting director of innovation and creativity; Gnessin Russian Academy of Music 121069, Moscow,Povarskaya, bld. 30/3
e-mail: kirnarskiy@gmail.com

Ключевые слова: художественное образование, методика обучения искусству, общехудожественное развитие, пропаганда, досуг взрослых, художественно-просветительская деятельность.
Key words: arteducation, strategy of teaching art, general artisitc development, propaganda, adults‘leisure time, art activities.

Аннотация: Статья посвящена современной проблематике и перспективному развитию отечественного художественного образования. Автор подробно рассматривает вопросы методики детского обучения дисциплинам искусства, обращает внимание на предпрофессиональные программы в области искусства и программы общехудожественного развития, подчеркивает значимость маркетинга художественного образования, затрагивает проблемы художественно-просветительской деятельности и досуга взрослых людей, посвященного искусству, показывает необходимость пропаганды научных знаний о положительном воздействии искусства на мозг и его интеллектуальные ресурсы.
Abstract: An article considerns Russian art education modern issues and perspectives of development. An author ponders the problems in strategies of school art education; pre-professional general development curricula in art education; points out the importance of art education marketing methods; considers startegies in adults‘ art activities in lesuire time; and demostrates the nessesity of advertising the positive impact of fine art to the intellectual brain abilities and performance.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАКТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ВЫЗОВЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
ARTS EDUCATION AND PRACTICES IN THE FIELD OF CULTURE AND ARTS IN CENTRAL ASIA: CHALLENGES AND PROSPECTS

КОЧЕЛЯЕВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА
KOCHELYAEVA NINA АLEKSANDROVNA

кандидат исторических наук, доцент Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога, директор АНО по развитию исследований и проектов в области культуры и искусства «Новый институт культурологии»
Ph.D. in History, Associated professor of the UNESCO Chair for Comparative Studies of Spiritual Traditions, their Specific Culture and Inter-religious Dialogue Director of Non-governmental organization for research and development culture and arts projects “New Institute for Cultural Research”;
e-mail: nina.kochelyaeva@gmail.com

Ключевые слова: культура, культурное разнообразие, художественное образование, наследие.
Key words: culture, cultural diversity, arts education, heritage.

Аннотация: Статья посвящена вопросам, связанным с лучшими практиками в области охраны и поощрения культурного разнообразия и развития художественного образования в странах Центральной Азии. Примеры касаются деятельности государственных и негосударственных организаций культуры: музеев, культурных центров и др.
Abstract: Article dedicated to the issues of the good practices in the field of protection and promotion of the cultural diversity and development of the art education in Central Asia. Examples of the good practices describe activities of governmental and non-governmental organizations — museums, cultural centers etc.

 

ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
INTEGRATIVE CONTEXT OF ART EDUCATION DEVELOPMENT

КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА
KUZNETSOVA TATYANA VIKTOROVNA

доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, и.о. ректора ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, дом 7
Doctor of Education, Honorary worker of higher professional education of the Russian Federation Acting rector of Moscow State Art and Cultural University; e-mail: rektor@mguki.ru Moscow State Art and Cultural University; 141 406, Moscow Oblast, Khimki, Bibliotechnaya St, bld. 7

Ключевые слова: художественное образование, интеграция, культура и искусство, непрерывность, дополнительные предпрофессиональные программы, общеразвивающие программы.
Key words: art education, integration, culture and art, continuity, supplement pre-professional curriculi, programs of general personal development.

Аннотация: Статья посвящена перспективам развития современного художественного образования в России. Автор подробно останавливается на роли отечественных высших учебных заведений культуры и искусств в построении эффективной системы непрерывного художественного образования; излагает свою позицию по отношению к дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам; показывает возможности формирования интегрированной системы, охватывающей уровни предпрофессионального, профессионального, послевузовского и широкого массового (неформального) художественного образования.
Abstract: An article considers Russian art education development and perspectives. An author ponders the role of Russian colleges of fine arts in building the efficient system of permanent art education. The author pont out her point of view on the supplemental programs of pre-professional and general education. The article demonstrates the possibilites of forming the integrated system tat includes all levels of pre-professioanl, professional, and lifelong art education.

 

ОСВОЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЧЕШСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
MASTERINGT OF RUSSIAN CULTURE AS AN INTEGRAL PART OF THE CZECH ART EDUCATION (TEACHING EXPERIENCE)

КШИЦОВА ДАНА СТАНИСЛАВОВНА
KSHITSOVA DANUSHE STANISLAVOVNA

доктор наук, профессор философского факультета; Института славистики Университета им. Масарика Чешская Республика, г. Брно
professor of the Faculty of Philosophy; Institute of Slavic Studies of University named after Masaryk Czech Republic, Brno Zerotinovo nam. 617/9, 601 77 Brno, CzechRepublic;
e-mail: danuse.ksicova@gmail.com

Ключевые слова: педагогические традиции, художественное образование, культура, русская литература, электронное обучение, взаимодействие искусств, международное пространство.
Key words: pedagogical tradition, art education, culture, Russian literature, e-learning, art intercommunion (interaction), international area.

Аннотация: В статье раскрываются некоторые аспекты педагогического опыта автора по изучению русской культуры в контексте художественного образования Чешской Республики. В публикации представлен интересный пример из истории издания рукописи книги эссе и переводов Константина Дмитриевича Бальмонта «Душа Чехии»; показаны возможности электронного обучения на примере созданного словаря чешско-русской переводческой терминологии; приведены конкретные приёмы освоения восточнославянского фольклора и русской культуры.
Abstract: The article describes some aspects of the author’s teaching experience on the study of Russian culture in the context of Art education in Czech Republic. The publication gives an interesting example of the history of publishing the manuscript essays and translations of Konstantin Dmitrievich Balmont ‘s "Soul of the Czech Republic". There are shown the possibilities of e-learning as an example created dictionary Czech-Russian translation of terminology; are given the specific techniques and mastering of the East – Slavic folklore and Russian culture.

 

РОЛЬ ЯЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
THE ROLE OF LANGUAGE IN THE DIALOGUE OF CULTURES

МАРКАРОВА ТАМАРА СЕРГЕЕВНА
MARKAROVA TAMARA SERGEEVNA

кандидат филологических наук, доцент; И.о. директора ФГНУ «Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского» РАО Российская Федерация, г. Москва, Большой Толмачевский переулок, дом 3
Director, Cand.Phil.Sci., Associate professor; "Scientific pedagogical library named. K.D. Ushinskiy" Bolshoy Tolmachevsky pereulok, 3, Moscow, Russian Federation;
e-mail: tmarkarova@inbox.ru

Ключевые слова: язык, культура, взаимодействие, семантика, семиология, лингвокультурология, лингвокоммуникация, междисциплинарные связи, логико-культурные модели, социум, языковая личность.
Key words: language, culture, cooperation, semantics, semiology, linguistic and cultural studies, lingvoculture, interdisciplinary communication, logic-cultural models, society, linguistic personality.

Аннотация: Исходной позицией статьи является утверждение, что развитие социума включает в себя социальное развитие, когнитивное развитие, психическое развитие, информационное развитие, языковое развитие. В лингвистической философии активно изучаются механизмы взаимодействия языка и культуры, исследуются возможности разработки различных методов координации и интеграции лингвокультурологических систем. Неоспорима роль контекста (реальная картина мира) в диалоге языка и культуры, диалога культур. Основные характеристики системы языка и теории культуры доказывают необходимость междисциплинарного подхода к понятийно-категориальному аппарату и практическим результатам этих сфер. Предлагаются пять моделей взаимодействия (диалога) языка и культуры.
Abstract: The original position of the article is the claim that the development of society is social development, cognitive development, physical development, information development, language development. In linguistic philosophy are actively studying the mechanisms of interaction of language and culture, explores the possibilities for the development of different methods of coordination and integration of linguistic and cultural systems. The undeniable role of context ( the real picture of the world) in the dialog language and culture, dialogue of cultures.Key features of the language and cultural theory argue the need for a multidisciplinary approach to conceptual-categorial apparatus and practical results of these areas. Are offered to the attention of the five models of interaction (dialogue) language and culture.

 

ЦНХО – ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
THE CENTER OF CONTINUING ART EDUCATION AS THE CENTER OF INNOVATIONS FOR ARTIST-EDUCATOR’S DEVELOPMENT

НЕМЕНСКАЯ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
NEMENSKAYA LARISA ALKSANDROVNA

кандидат философских наук, профессор; заместитель директора ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы «Центр непрерывного художественного образования» 129301 Москва, ул. Касаткина, д. 1
PhD, professor of philosophy; acting director ofMoscow state educational institution for further vocational education The Center of Continuing Art Education Moscow, Kasatkina St., bld. 1, 129 301;
e-mail: nemensky@yandex.ru

Ключевые слова: профессионализм художника-педагога, повышение квалификации, предмет «Изобразительное искусство», инновационные процессы, методы и формы обучения.
Key words: professional level of an artist-educator, qualification development, curriculum subject “Fine arts”, processes of innovation, methods and strategies of teaching.

Аннотация: Статья посвящена описанию форм и методов развития педагогического профессионализма и художественно-творческого потенциала педагогов изобразительного искусства в условиях современной культуры и требований актуальной стратегии образования, осуществляемых ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Центром непрерывного художественного образования Департамента образования города Москвы.
Abstract: An article describes the methods and strategies of the professional competencies in pedagogy of the fine arts altogether with artistic potential development of art educators. The problems of the postgraduate professional education are the current stream of the activities inMoscow state educational institution for further vocational education The Center of Continuing Art Education.

 

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ ИСКУССТВА
THE BASIC PROFESSIONAL PRINCIPLES OF AN ART EDUCATOR

НЕМЕНСКИЙ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
NEMENSKY BORIS MIKHAYLOVICH

народный художник России, академик РАО и РАХ, директор ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы «Центр непрерывного художественного образования» 129301 Москва, ул. Касаткина, д. 1
People's Artist of Russia, member of the Academy of Education and Academy of Fine Arts; Head director of Moscow state educational institution for further vocational education The Center of Continuing Art Education Moscow, Kasatkina St., bld. 1, 129 301;
e-mail: nemensky@yandex.ru

Ключевые слова: профессионализм учителя изобразительного искусства; развитие зрительной системы, грамматические и образные основы языка визуально-пространственных искусств.
Key words: professional level of an art educator, visual perception development, grammar and imaginative basics of the fine arts language .

Аннотация: В настоящее время остро стоят проблемы готовности учителя изобразительного искусства к квалифицированному преподаванию своего учебного предмета, содержание и формы преподавания которого претерпели коренные позитивные изменения. В статье акцентируются две основные проблемы формирования профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства, сегодня слабо понимаемые как школой, так и системой подготовки учителей. Это проблемы развития профессионального зрения и владения основами образного языка визуально-пространственных искусств.
Abstract: The modern time dictates the issues of art educators’ abilities to teach successfully although the art education standards have changed. An article points out two significant problems in the process of forming the professional credentials of art educators. Unfortunately, these issues are barely pronounced in the school system itself and in the system of the professional preparation as well. The issues are the professional vision development and acquiring the language of the fine arts.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
ART EDUCATION AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF PERSONAL CULTURE

ОЛЕСИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
OLESINA ELENA PETROVNA

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией интеграции искусств ФГНУ «Институт художественного образования» РАО Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
PhD (the pedagogical sciences); chair of a research team on fine artsintegration,Federal State Scientific Institution «Institute of Art Education» of Russian Academy of Education. Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education» Pogodinskayastr. 8, building 1, Moscow 119121 Russia;
e-mail: elolesina@gmail.com

Ключевые слова: художественное образование, культура личности, сфера культуры и искусства, система образования, педагогика искусства, профессиональное образование в сфере культуры и искусства, образование через искусство, культурное разнообразие, социализация, творческий потенциал.
Key words: art education, culture identity, culture and art, education, teaching art, professional education in the fields of art and culture, education through the fine arts, the diversity of cultures, socialization; creative potential.

Аннотация: Образование в современном обществе выполняет культурно-трансляционную функцию. Художественное образование в современной культуре рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий. В Российской Федерации существует действенная система художественного образования, включающая общее и дополнительное художественное образование, профессиональное художественное образование. Особое внимание уделяется наработкам в области образования через искусство, которое рассматривается как один из методов преподавания и обучения, предусматривающий включение художественных и культурных аспектов во все предметы программы. Подчеркивается важная роль образования в сфере искусства для развития творческого потенциала личности, успешной социализации и сохранения многообразия российской культуры.
Abstract: Education in modern society does culturally-translational function. Art education in modern culture is seen as an important means of modern cultural and creative industries. In the Russian Federation there is an effective system of art education, including general and supplementary art education, professional art education. The new methods and strategies in education through fine arts are considered with the special attention. The education through art are defined as one of the teaching and learning methods with insertion of artistic and cultural aspects into all subjectsof the curriculum. The special role of the fine arts is the key point to successful personal development and socialization altogether with maintaining the diversity of Russian culture.

 

ОБСЕРВАТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА
ART EDUCATION OBSERVATORY OF CIS STATES AND ITS SIGNIFICANCE FOR THE MODERN PEDAGOGY OF ART DEVELOPMENT

ПОЛЮДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
POLYUDOVA ELENA NIKOLAEVNA

кандидат педагогических наук, преподаватель русского языка, Международная лингвистическая корпорация Берлиц, Пало Алто, Калифорния, США
Russian Language and Culture instructor Berlitz Language Corporation, Palo Alto, California, USA

Ключевые слова: художественное образование, система художественного образования, образовательный веб-сайт, программа художественного образования, виртуальное образовательное пространство.
Key words: global art education, art education system, educational web-site, art education curriculum, virtual educational environment.

Аннотация: Статья рассматривает состояние современного мирового образовательного пространства с точки зрения потенциальных возможностей развития взаимодействия сфер художественного образования разных стран. Инициатива ЮНЕСКО по созданию Веб-обсерватории как единого виртуальногопрофессионального пространства создает уникальную среду для межгосударственного общения специалистов педагогики искусства. Автор анализирует особенности виртуальной обсерватории ЮНЕСКО как многогранного потенциала развития электронных ресурсов различных профессиональных сообществ в сфере художественного образования.
Abstract: An article considers modern conditions of global educational environment development. The necessity of unifying all educational sources becomes the cutting edge of the contemporary pedagogical process. The article deliberates the benefits of UNESCO initiatives are considered from the perspective of current educational web-sites in different countries.

 

О ПРЕПОДАВАНИИ ИСКУССТВА И МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЭСТОНИИ
TEACHING ART AND MUSIC IN ESTONIAN GENERAL EDUCATION SYSTEM

РАУДСЕПП ИНГЕ
RAUDSEPP INGE

доктор философии (PhD), главный специалист по искусству и музыке ЦУ «Иннове», г. Таллинн, Эстония Целевое учреждение по развитию пожизненного обучения «Иннове» г. Таллинн, Эстонская Республика
Chief fine arts and music specialist Foundation“Innove”, Tallinn, Estonia Foundation Lifelong education center „Innove“. Lootsa 4, 11415, Tallinn, Estonia;
E-mail:innove@innove.ee

Ключевые слова: общеобразовательная школа, обучение, искусство, музыка, социально-конструктивистская парадигма, межличностное общение, современные методы преподавания, дифференцированные учебные задания.
Key words: general education, teaching, art, music, social-constructivist paradigm, interpersonal communication, modern pedagogical strategies, differentiated educational instructions.

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты и специфика преподавания искусства в общеобразовательных школах современной Эстонии. Автор сравнивает государственные учебные программы 1996 и 2010 гг.; разъясняет современные подходы к обучению искусству и музыке; показывает важность личного опыта и межличностного сотрудничества школьников; подробно останавливается на особенностях планирования и организации учебного процесса на уроках области знания «Искусство»: опора на базовые ценности и общие компетенции учебной программы, дифференцированные учебные задания, разнообразные виды учебной среды, современные методы преподавания и др.
Abstract: An article considers different aspects and special approaches in teaching art in Estonian general education system. An author compares Federal educational programs of 1996 and 2010, explaining the modern approaches to teaching fine arts and music. The articles demonstrates the importance of personal experience and pupils’ interpersonal communication. The peculiarities of “Fine Arts” curriculum and education process planning draw the author’s special attention. She ponders the learning agendas’ basic values, general skills, and differentiated instructions; the variety of learning activities and education environment; and modern methods of teaching.

 

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
MODERN STREAMS OF RUSSIAN ART EDUCATION

САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА
SAVENKOVA LYUBOV GRIGOREVNA

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, зам. директора ФГНУ «Институт художественного образования» РАО Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Doctor of Education, professor, the corresponding member of the Russian Academy of Education Deputy Director Federal state scientific institution «Institute of art education» of Russian Academy of Education Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education» Pogodinskayastr. 8, building 1, Moscow 119121 Russia;
e-mail: lgbloknot@mail.ru

Ключевые слова: образование, эстетическое воспитание, искусство, художественная педагогика, гуманитарно-художественные предметы, интегрированный полихудожественный подход, интегрированное обучение.
Key words: education, aesthetic education,art, art pedagogy, Humanities, the integration and multi-artistic approach, integrated education.

Аннотация: В статье показан ряд современных проблем российского художественного образования: формирование мировоззрения школьников, развитие их познавательных способностей и подготовка к практической жизни, сокращение учебного времени на освоение предметов художественного цикла и др. Автор раскрывает сущность интегрированного полихудожественного подхода к процессу освоения искусства с учетом региональных и историко-культурных традиций, выделяет основные направления преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла.
Abstract: An article considers the complex of Russian art education issues, e.g. forming students’ world view, developing their cognitive abilities, preparing them to practical life, lessening school time for studying fine arts. The author ponders the base of the integrated polyartisitc approach in acquiring fine arts in the environment of local historical and cultural traditions and customs and extracts the general directions in teaching art disciplines.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ART EDUCATION ISSUES AND PERSPECTIVES OF REPUBLIC OF ARMENIA’S MODERN CULTURAL CONTEXT

САРГСЯН НЕЛЛИ ГУРГЕНОВНА
SARGSYAN NELLI GURGENOVNA

директор Фонда «Содействия культурному образованию», Республика Армения Фонд «Содействия культурному образованию» Республика Армения, 0009, Саят-Нова, 1а
Head of Foundation forCultural Education Support, Republic of Armenia Foundation forCultural Education Support Republic of Armenia, 0009, Sayat-Nova, 1A;
e-mail: arm.metod@gmail.com

Ключевые слова: культура, искусство, общее и профессиональное художественное образование, культурные национальные ценности, система образовательных учреждений.
Key words: culture, art, general and professional education, cultural national values, the system of educational institutions.

Аннотация: Статья освещает современное состояние и основополагающие направления развития художественного образования в Республике Армения. Автор уделяет внимание вопросам дальнейшей интеграции в мировые культурно-художественные процессы, сохранению и развитию самобытности национальной культуры, перспективам международного сотрудничества и установлению партнерских взаимоотношений. Особо рассматриваются возможности решения проблем развития творческого потенциала в XXI веке с учетом современной культуры, подчеркивается актуальность создания Национального Института Культуры.
Abstract: An article considers modern state and general directions of development in Republic of Armenia art education. An author concentrates her attention on the integration processes to the global art and cultural environment; preserving and developing the national Armenian culture; the perspectives of establishing international partnership thoughout the world. The article deliberates possibilities of resolving the creative development issues in the modern cultural venue ofXXI century;and the importance of form National Institute of Culture.


ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
POTENTIAL OF THE HUMANITIES IN THE FIELD OF CULTURE AND ART PROFESSIONAL TRAINING’S OPTIMIZATION

СТУКАЛОВА ОЛЬГА ВАДИМОВНА
STUKALOVA OLGA VADIMOVNA

доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1
Doctor of Education, the associate professor; the leading research fellow of the Federal State Research Institution «Institute of art education» of the Russian academy of education; Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia;
e-mail: chif599@mail.ru

Ключевые слова: гуманитарное знание, культура, искусство, профессиональная подготовка, содержание образования, методология, аксиомы, культурные ценности, гуманистические идеалы.
Key words: humanities, arts and culture, training, educational content, methodology, axioms, cultural values, humanistic ideals.

Аннотация: В статье раскрывается точка зрения автора в отношении роли и значения гуманитарного знания, его современного положения, истинного предназначения, практической пользы и т. п.; приводится ряд аксиоматичных положений, доказывающих системообразующую роль гуманитарного знания в профессиональном образовании.
Abstract: The article reveals the author's point of view at the role and importance of the humanities, its current status, the true purpose, the practical benefits; it is contained a number of provisions of the axiomatic proving the systematic role of the humanities in professional education.

 

КУЛЬТУРА КАК НАДЕЖДА И СПАСЕНИЕ (ПО СЛЕДАМ БРОДСКОГО И ИСКАНДЕРА)
CULTURE AS A HOPE AND SALVATION (IN THE FOOTSTEPS OF BRODSKY AND ISKANDER)

ТАБАЧНИКОВА ОЛЬГА МАРКОВНА
TABACHNIKOVA OLGA MARKOVNA

доктор философских наук, преподаватель Бристольского университета, Великобритания
the teacher of University of Bristol, Senate House Tyndall Avenue Bristol BS8 1TH, Great Britain;
e-mail: tabachnikova@yahoo.com

Ключевые слова: культура, нравственность, поэзия, классические традиции, художественное произведение, культурная преемственность, эстетический вкус.
Key words: culture, morality, poetry, classical traditions, art, cultural continuity, aesthetic taste.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме «всех времен» – взаимодействию духовной культуры человечества и научно-технического прогресса. На примере некоторых литературных произведений И. Бродского и Ф. Искандера автор показывает сложные, противоречивые отношения культуры и цивилизации, выражает свою принципиальную позицию по отношению к «вседозволенности псевдокультуры», раскрывает основную задачу современного образования, подчеркивает важность сохранения культурной преемственности и обращения к классическим традициям.
Abstract: Article is devoted to such problem of "all time" as interaction of the spirit human culture and scientific and technological progress. On the example of certain literary works of J.Brodsky and F. Iskander, the author shows the complex and contradictory relationship of culture and civilization expresses the principled position towards the "pseudo-permissiveness," reveals the basic problem of modern education, emphasizes the importance of maintaining cultural continuity and references to classical traditions .


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО
MODERN APPROACHES TO EDUCATION THOUGH FINE ART

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА
SCHKOLYAR LYUDMILA VALENTINOVNA

доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; Российская Федерация, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, дом 8, корпус 1
Doctor of Education, professor, Academician of the Russian Academy of Education, Director of Federal state scientific institution «Institute of art education» of Russian Academy of Education Pogodinskayastr. 8, building 1, Moscow 119121 Russia;
e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: образование, искусство, культурное разнообразие, педагогика искусства, художественная дидактика, принципы, подходы, концептуальность, научность, художественность.
Key words: education, art, cultural diversity, pedagogy of art, art instructions, principles, approaches, concepts, scholastic approach, artistic approach.

Аннотация: В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).
Abstract: An article considers the current state of modern Russian art education in different fields. New perspective of the Humanities, the pedagogy of art, is defined from the principles of art didactics, e.g. associativeness, diversity, imaginativeness, improvisativeness.An author points out the general characteristics of the pedagogy of art, offering general approaches to the modern generation education through fine arts: monoartistic, polyartistic, and universal.

ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ К СТРАТЕГИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
PARTNERSHIP INTERACTION IN ART EDUCATION FILED: FROM NATIONAL INITIATIVES TO THE STRATEGY OF MUTUAL ACTIVITIES

ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
YAROSHENKO NIKOLAY NIKOLAEVICH

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, дом 7
Doctor of Education, Head of Socio-cultural activities department, Moscow State Art and Cultural University Moscow State Art and Cultural University 141406, Moscow Oblast, Khimki, Bibliotechnaya st., bld. 7;
e-mail: yaroch1@yandex.ru

Ключевые слова: художественное образование, исследование, традиции, новации, искусство, культурная деятельность, общечеловеческие и национальные ценности, художественны традиции стран и народов.
Key words: art education, research, traditions, innovations, fine arts, cultural activity, humankind and national values, countries‘ and folklore’s art traditions.

Аннотация: В статье приводятся некоторые результаты компаративного (сравнительного) исследования теории и практики художественного образования в странах СНГ, проведенного в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009–2014).
Abstract: An article deliberates some aspects of comparative studies in CIS art education theory and praxis. The studies were initiated by UNESCO and The Intergovernmental Foundation for Educational, Scientific and Cultural Cooperation (IFESCCO) „Art education in CIS: development of artisitc creative possibilities in XXI century“ (2009–2014).

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Официальный сайт института:
www.art-education.ru

Журнал издаётся по решению учёного совета института с 2006 года.

Правила публикации