1
ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
Выходит 4 раза в год

СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"

ISSN 1997-4558

Адрес редакции:
119121 Москва
ул. Погодинская 8, корп. 1
Телефоны:
+7 (499) 246-28-90;
факс:
+7 (499) 766-44-65.
E.mail:
art-education@art-education.ru

art-education.ru/AE-magazine

*Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл №ФС77-56553 от 26 декабря 2013 г.
*Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл №ФС77-29744 от 12 октября 2007 г.
*Свидетельство о регистрации сетевого электронного научного издания в ФГУП НТЦ "Информрегистр": №178 от 25 сентября 2008 г., государственная регистрация: №0420900061

 

СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
"ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА"
№1 2015

СОДЕРЖАНИЕ:

>>> культурология образования

ВАСИЛЬЕВА ЖАННА ВИКТОРОВНА
СОВРЕМЕННАЯ СУБКУЛЬТУРНАЯВЕСТИМЕНТАРНАЯ ПАРАДИГМА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БУНТ ИЛИ ОРГАНИЧНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО МЕЙНСТРИМА?
ЛАЗАРЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЛАЗАРЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ
ПОДВОЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

ИСТОКИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НИКОЛЕНКО АННА ВИКТОРОВНА
ЯПОНСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЭПОХУ МЭЙДЗИ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

ПОДВОЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ
ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ДУАЛЕСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

СУСАКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ШАТУНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА
МУЗЫКА В ПОСТИЖЕНИИ ПРОЦЕССА РОЖДЕНИЯ, САМОУТВЕРЖДЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ПАРАДИГМ В ПРОСТРАНСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ



>>> музыкальное образование

КРАСИЛЬНИКОВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ
БОЯКОВАЕКАТЕРИНАВЯЧЕСЛАВОВНА
ИГРА НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ДИСЦИПЛИНАХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ЦИКЛА

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
СТИЛЕВОЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

СЛОНИМСКАЯ РАИСА НИКОЛАЕВНА
ЛИНЬ ЦЗЫ ИН
ПЕРВЫЕ ШАГИ НА КЛАВИАТУРЕ» С. СЛОНИМСКОГО – ПУТЬК МАСТЕРСТВУ

ПРОНИН БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
РОЛЬ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРИ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ

РУДОЙ ЕЛЕНА ЛЬВОВНА
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

ШАНЖУН ЦЗЯН
ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА
РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА

>>> художественное развитие детей дошкольного возраста

ДАНИЛОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРИНА ЛЮБОВЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА
КОЛЕСНИЧЕНКО ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗУБКОВА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА
ПРИНЦИП ПОЧВЕННОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

>>> литература в образовании

ПОЛЬ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ЖИЗНЬ И СУДЬБА КОНСТАНТИНА СИМОНОВА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

ПЕТРАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ТКАЧЕНКО АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ
РОЛЬ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В АНАЛИЗЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ЮДУШКИНА ОЛЕСЯ ВАСИЛЬЕВНА
СТРУКТУРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЯКИМОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ
МАСАНДИЛОВА ИРИНА ЛЬВОВНА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ЧТЕНИИ

>>> педагогика искусства

БООС НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
БРЯНЦЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА СЛОВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ДМИТРЕНКО НАТАЛЬЯ ОЛЕГОВНА
DMITRENKO NATALYA OLEGOVNA

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗО
ЕРМОЛИНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
ИНТЕГРАЦИЯ В ШКОЛЕ: ГЕОГРАФИЯ И ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
КОРОЛЕВА ЛАРИАННА ЮРЬЕВНА
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ИСТОРИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
МАЛЬЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

>>> теория и методика профессионального образования

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
ЖАРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
«ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТЕКСТ» СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА: ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
МАЛЬЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

МАЛХАСЯН МАРИНЕ ВАНЬЕВНА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ, МЕТОДИКИ, УРОВНИ
МОСКВИНА АННА СЕРГЕЕВНА
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
НИКИТИН ОЛЕГ ДЕНИСОВИЧ
КИЧИБЕКОВА МАРЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

ПЕЧКО ЛЕЙЛА ПЕТРОВНА
РЕЗЕРВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СТАНОВЛЕНИИ КРЕАТИВНОСТИ

САВИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

САВИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
ОБРАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

СТУКАЛОВА ОЛЬГА ВАДИМОВНА
ЖГЕНТИ ИНГА ВАХТАНГОВНА

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

ШУВАЛОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА


КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


СОВРЕМЕННАЯ СУБКУЛЬТУРНАЯВЕСТИМЕНТАРНАЯ ПАРАДИГМА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БУНТ ИЛИ ОРГАНИЧНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО МЕЙНСТРИМА?
MODERN “VESTIMENTUM” SUBCULTURALPARADIGM: A CONCEPTUALRIOTORAN ORGANICPART OF THE CULTURAL MAINSTREAM?

ВАСИЛЬЕВА ЖАННА ВИКТОРОВНА
VASILIEVA ZHANNA VIKTOROVNA

кандидат культурологи, доцент, кафедра культурологии, ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Ph.D (culturology), Associate professor of Culturology chair, Federal State Budget Educational Institution of Higher professional education “Moscow pedagogical state university”; e-mail: zhanna.vasiliewa2013@yandex.ru

Ключевые слова: молодежная постсубкультура, субкультурная практика, вестиментарность, культурные коды, молодежные модные тренды.
Key words: youth postsubculture, subcultural practice vestment, cultural codes, youth’ fashion trends.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования стилистически разнообразных направлений молодежных моды. Подчеркивая роль символики целостного комплекса одежды и аксессуаров как знака групповой принадлежности её обладателя, автор исследует проблему на примере моды молодёжных движений хиппи, панка и хип-хоп культуры. Автор констатирует исчезновение аутентичных молодежных субкультурных объединений в современном обществе, что отражается в эклектичности молодежной моды.
Abstract: This article discusses the formation of stylistically diverse areas of youth’ fashion. Stressing the symbolic role of a clothing and access ories comprehensive seta’s a sign of its owner group affiliation, the author examines the problems an example of such youth’ movements as hippie, punk and hip-hop culture. The author notes the disappearance of authentic subculturaly outh’ associations in modern society, which is reflected in the eclectic youth fashion.

 

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
INTERCULTURALITY IN THE CONTEXT OF THE EUROPEAN PHILOSOPHY’S INTEGRATION

ЛАЗАРЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ
LAZAREV MAXIM ALEXANDROVICH

кандидат педагогических наук, научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
PhD (the pedagogical sciences), Research Fellow, Federal State Budget Research Institution "Institute of Art Education" of the Russian Academy of Education; e-mail: cerambycidae@fromru.com

Ключевые слова: педагогическая система, природосообразность, интеграция, космизм, метафизическая доктрина, культуроориентированная модель, синкрезис, гармоничное развитие человека, философский подход.
Key words: educational system, nature conformity, integration, Space phylosophy concept, metaphysical doctrine, syncretism, the harmonious development of person, philosophical approach.

Аннотация: В работе рассматриваются идеи европейской культуры в метафизической доктрине, с достижением универсальности человека, как микрокосма так и макрокосмоса. Показывается идея древнегреческой и древнеримской культуры в проявление в единства умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания, направленных на гармоничное развитие человека. Анализируется Английская и Германская модель цивилизационного образования и воспитания.
Abstract: This article deals with the idea of European culture in the context of the universality of human metaphysical doctrine. It is shown the ancient Greek and Roman culture idea of the mental, physical, moral and aesthetic education unity aimed at the harmonious development of person. It is given the analyzes the English and the German model of civilized education.

 

ИСТОКИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ORIGINS OF ANCIENT CULTURE EDUCATION

ЛАЗАРЕВ МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1
LAZAREV MAXIM ALEXANDROVICH
ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ 2
LASKIN ALEXANDR ANATOLEVICH
ПОДВОЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ 3
PODVOYSKY VASILIY PETROVICH


1 кандидат педагогических наук, научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
PhD (the pedagogical sciences), Research Fellow, Federal State Budget Research Institution "Institute of Art Education" of the Russian Academy of Education;
e-mail: cerambycidae@fromru.com
2 доктор педагогических наук, профессор, Академия гражданской защиты МЧС России
doctor of pedagogical sciences, professor, Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
e-mail: al.laskin@yandex.ru
3 доктор педагогических наук, профессор, Московский Педагогический Государственный Университет
doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Pedagogical University
e-mail: 9036167488@mail.ru

Ключевые слова: Европейская культура, мировоззрении античного человека, система образования, модель, метафизическая доктрина, синкрезис, золотое сечение, божественная гармония, философский подход.
Key words: European culture, world ancient man, the education system, the model, the metaphysical doctrine of syncretism, the golden section, divine harmony, philosophical approach.

Аннотация: В статье делается попытка рассмотрения идеи европейской культуры в метафизической доктрине, со стороны философско-культурологического подхода. Показывается педагогическая система, древнегреческая модель образования и воспитания, которая в своей сущности, основывалась на определенной философско-мировоззренческой доктрине, выступавшей, в свою очередь, отражением синкретического сознания и мировосприятия древних эллинов.
Abstract: This paper attempts to review the ideas of European culture. It is considered the ancient Greek education and training model, which is based on certain philosophical and ideological doctrine and reflected the syncretic consciousness of the ancient Greeks.

 

ЯПОНСКАЯ ЖЕНЩИНА В ЭПОХУ МЭЙДЗИ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
JAPANESE WOMAN IN THE MEIJI ERA: THE EXPERIENCE OF MODERNIZATION OF EDUCATION AND CULTURE

НИКОЛЕНКО АННА ВИКТОРОВНА
NIKOLENKO ANNA VIKTOROVNA

аспирант Московского Государственного Областного Университета,
postgraduate student, Moscow State Regional University; deputy head, State budget educational
e-mail: nikolenkoav89@gmail.com

Ключевые слова: Япония, японская женщина, модернизация образования и культуры, женское образование, период Мейдзи.
Key words: Japan, Japanese woman, modernization of education and culture, women's education, the Meiji period.

Аннотация: В статье рассмотрен один из аспектов японского опыта модернизации образования и культуры – изменение социокультурного статуса японской женщины (творчество, мода, гендерные аспекты образования). Изменения в положении женщины в японском обществе на рубеже XIX – начала ХХ вв. – яркий пример радикальной социокультурной трансформации за короткий период времени. Проведённый анализ места и роли женщины в Японии в период переворота Мэйдзи и свержения сёгуната позволил обнаружить основные тенденции, свойственные образовательным системам традиционных обществ в период их глубокой трансформации. Основной акцент в данной статье сделан на тех сферах общественной и культурной жизни, которые более всего связаны с женским образованием – семья, экономика, искусство и религия.
Abstract: The article deals with one aspect of the Japanese experience of modernization of education and culture – changing of the socio-cultural status of Japanese women (art, fashion, gender aspects of education). Changes in the status of women in Japanese society at the turn of XIX - early XX centuries. - A vivid example of radical social and cultural transformation in a short period of time. The analysis of place and role of women in Japan during the Meiji revolution and the overthrow of the shogunate allowed to find out the basic tendencies inherent in the educational systems of traditional societies in their profound transformation. The main focus of this article is placed on those areas of social and cultural life, which are more commonly associated with women's education - the family, the economy, art and religion.

 

КОНЦЕПЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ДУАЛЕСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
THE INTERCULTURAL INTERACTION THROUGH THE DUALIST POSITION’S CONCEPT

ПОДВОЙСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ 1
PODVOYSKY VASILIY PETROVICH
ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ 2
LASKIN ALEXANDR ANATOLEVICH

1 доктор педагогических наук, профессор, Московский Педагогический Государственный Университет
doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow State Pedagogical University
e-mail: 9036167488@mail.ru
2 доктор педагогических наук, профессор, Академия гражданской защиты МЧС России
doctor of pedagogical sciences, professor, Civil Defence Academy EMERCOM of Russia
e-mail: al.laskin@yandex.ru

Ключевые слова: межкультурная концепция, диалектический подход, дуальность, инь-ян, система диалога, философско-культурологические знания, древняя культура, феномена абсолютизации.
Key words: cross-cultural concept, dialectical approach, duality, yin-yang, a system of dialogue, philosophical and cultural knowledge, ancient cultures, absolute phenomenon.

Аннотация: В статье показан диалектический подход в контексте межкультурных взаимодействий. Анализируется социальной ориентацией европейского философско-культурологического знания цивилизаций на заре рождения древних государств Древней Индии, Кореи и Китая.
Abstract: This manuscript shows a dialectical approach in the context of cross-cultural interactions. Author analyzes the social orientation of European philosophical and cultural knowledge of the ancient India, Korea and China.

 

ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
EDUCATION OF THE RUSSIAN IDENTITY AMONG SCHOOLCHILDREN: A CULTURAL APPROACH

СУСАКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
SUSAKOVA OLGA NIKOLAIEVNA

начальник Северного окружного управления образования Департамента образования г.Москвы, кандидат пед. наук
Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы
Head of the Northern District Board of Education of Department of Education of Moscow, the candidate ofped. Sciences
Northern District Board of Education of Department of Education of Moscow
e-mail: oniks-plus@bk.ru.

Ключевые слова: российская идентичность, культура и воспитание, медиакоммуникации, средняя школа, культура, образование.
Key words: Russian identity, culture and education, media communications, secondary school, culture, education.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы современного образования, связанные с задачами формирования российской идентичности у школьников. Анализируются нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию воспитательной работы в образовательных организациях; определяются возможности средней школы в укреплении и развитии российской идентичности у учащихся, выявляются педагогические условия данного процесса. Формирование российской идентичности – насущная задача обеспечения прогрессивного развития нашего общества, для решения которой очень важно активное использование значительного педагогического потенциала всей сферы культуры, во всём богатстве её составляющих. Российская идентичность – понятие, охватывающее исключительно гражданско-правовую плоскость, не претендующее на этнокультурную проблематику и тем самым избегающее повторения опыта СССР по созданию «советского народа». Российская идентичность у детей должна формироваться с самых ранних лет, особое внимание этому необходимо уделять в школе. Для успешности формирования российской идентичности очень важно повышение профессионализма педагогов, прежде всего в правовой сфере. Культурно-образовательная среда учебных заведений – это тот механизм, который может быть эффективно использован для формирования российской идентичности у учащихся. Автор доказывает, что эффективное формирование российской идентичности у школьников требует активного взаимодействия всех уровней образования и ориентации на нравственные ценности и нормы культуры.
Abstract: The article considers the problems of modern education. The article considers the problems of modern education, related to the problems of formation of the Russian identity among schoolchildren. Analyzes legal documents regulating the organization of educational work in education institutions; identifies opportunities for secondary school in the strengthening and development of Russian identity in students, identifies pedagogical conditions of this process. The formation of the Russian identity is a vital task of ensuring the progressive development of our society, for which is very important active use of significant pedagogical potential of the entire sphere of culture, in all the richness of its components. Russian identity is a concept encompassing exclusively civil plane, not pretending to ethnocultural and thereby avoiding repetition of the Soviet experience in the creation of a "Soviet people". Russian identity in children should be formed from an early age, special attention needs to be given at school. For the successful formation of the Russian identity it is very important to increase the professionalism of teachers, primarily in the legal field. Cultural and educational environment of educational institutions is the mechanism that can be effectively used for formation of Russian identity among students. The author proves that the effective formation of the Russian identity in students requires the active cooperation of all levels of education and orientation on moral values and norms of culture.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
THE FORMATION OF COLOR CULTURE OF SCHOOL CHILDREN

ШАТУНОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
SHATUNOVA OLGA VASILEVNA

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Ph. D. (the Pedagogical Sciences), the associated professor of General engineering training, Kazan Federal University (Elabuga Institute); e-mail: olgashat67@mail.ru

Ключевые слова: цветовая культура, цветовые гармонии, уроки технологии.
Key words: color culture, color harmony, technology lessons.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования цветовой культуры школьников. Автором показаны возможности уроков технологии в ее решении. Предложены упражнения для формирования элементов цветовой культуры у учащихся.
Abstract: The article considers the problem of formation of color culture of schoolchildren. The author shows the capabilities of the technology lessons in her decision. Suggested exercises for forming the color elements of culture among students.


МУЗЫКА В ПОСТИЖЕНИИ ПРОЦЕССА РОЖДЕНИЯ, САМОУТВЕРЖДЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ПАРАДИГМ В ПРОСТРАНСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
MUSIC IN UNDERSTANDING THE PROCESS OF BIRTH, SELF-AFFIRMATION AND TRANSFORMATION VALUE PARADIGMS IN THE SPACE OF RUSSIAN CULTURE

ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА
SHCHERBAKOVA ANNA LOSIFOVNA

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры Российского государственного социального университета
Doctor of Education, Doctor of Cultural Studies, Professor Dean of the Faculty of Arts and socio-cultural activities Head of the Department of Sociology and Philosophy of Culture Russian State Social University

Ключевые слова: Музыка, музыкальное образование, просвещение и воспитание, системный стиль мышления, художественно-эстетический диалог.
Key words: Music, music education, education and education, systemic way of thinking, artistic and aesthetic dialogue.

Аннотация: Культурологический анализ сущности процессов, происходящих в пространстве современной культуры являет собой предмет данного исследования. Это чрезвычайно важно на современном этапе развития России, которая переживает в последние десятилетия активную смену ценностных парадигм. Цель работы – создание и применение комплексной методологии, в результате применения которой могут быть выявлены факторы устойчивости и развития, комплексное взаимодействие которых определяет конструктивную направленность развития культуры. Инструментом для постижения процессов рождения и самоутверждения новых ценностных парадигм в становлении и развитии отечественной культуры в данном исследовании избрана музыка, интерпретируемая как звучащее пространство бытия, заключающее в себе особый язык души народа, его загадку, его тайну, его самобытность и неповторимость. В качестве обязательного условия для проведения данного культурологического исследования определяется наличие системного стиля мышления, обязательным компонентом которого является способность к философскому-эстетическому взгляду на пространство культуры. В работе в качестве методологической основы представлена научная парадигма – философия музыки и музыкального образования. Раскрыта сущность разработанной автором данного исследования теории ориентации личности в мире музыкальных ценностей, а также методы (аксиолого-аналитический, эволюционно-синергетический, прогностически-моделирующий), комплексное применение которых обеспечивает концептуальную направленность исследования. Способствуя эстетически-ценностному постижению музыки, выявлению ее специфических, сущностных черт как инструмента познания и самопознания, осмыслению особенностей устной художественной традиции и конструктивно-художественных авторских моделей, являющих собой проявление индивидуального, личностно-ценностного видения мира, проникновению в духовную сущность человека, выраженную средствами музыки (запечатленную в устной традиции или закодированную в нотном тексте), открытию современным человеком мира музыкальных ценностей как сокровищницы духовного богатства человечества, предложенная методология обусловливает широкую область применения. Основной вывод исследования – художественно-эстетический диалог, духовный контакт, духовное взаимодействие необходимы для обеспечения позитивной направленности в развитии современной культуры .
Abstract: Cultural analysis of the nature of the processes occurring in the space of contemporary culture is a subject of this study. This is extremely important at the present stage of development of Russia, which is experiencing in recent decades an active shift value paradigms. The aim of the work - the creation and implementation of an integrated methodology as a result of which can be identified factors of stability and development, complex interactions which defines a constructive direction of cultural development. Tool for understanding the processes of birth and affirmation of new value paradigms in the development of national culture in this study chosen music, interpreted as being sounding space, contains a special language of the soul of the people, his riddle, its mystery, its originality and uniqueness. As a prerequisite for carrying out the study of cultural identity is defined by the presence of systemic thinking, mandatory component of which is the ability to philosophical and aesthetic views on the cultural space. The work as a methodological framework presented scientific paradigm - the philosophy of music and music education. The essence of this research developed by the author of the theory of orientation of the individual in the world of musical values and methods (aksiologo analytical, evolutionarily synergy, predictive-modeling), integrated application which provides a conceptual focus of the study. Contributing to an aesthetically-valuable comprehension of music, identify its specific, essential features as a tool for learning and self-discovery, understanding the features of oral traditions and artistic design-art copyright model is a manifestation of the individual, personal and valuable vision of the world, the penetration into the spiritual essence of man, expressed by means of music (imprinted in the oral tradition, or encoded in musical scores), the opening of a modern man in the world of musical values as a treasure of spiritual wealth of mankind, the proposed methodology results in a wide range of applications. The main finding of the study - artistic and aesthetic dialogue, spiritual contact, spiritual interaction are necessary to ensure a positive direction in the development of modern culture.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИГРА НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
PLAY ELECTRONIC KEYBOARD IN PRE-SCHOOL AGE

КРАСИЛЬНИКОВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ 1
KRASILNIKOV IGOR MIKHAILOVICH
БОЯКОВАЕКАТЕРИНАВЯЧЕСЛАВОВНА 2
BOYAKOVA EKATERINA VYACHESLAVOVNA

1 доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования
doctor of pedagogical sciences, leading researcher of the Federal state scientific institution «Institute of art education» of Russian Academy of education;
e-mail: imkras@mail.ru
2 кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования Российской академии образования»
Ph.D. (Pedagogical Sciences), the senior research worker of the Federal State-Financed Research Institution «Institute of art education of the Russian academy of education»;
e-mail: ekaterinavb@inbox.ru

Ключевые слова: дошкольное образование, художественное образование, дети дошкольного возраста, раннее детство, музыкальное воспитание, музицирование, детский сад, музыкальное творчество, клавишный синтезатор.
Key words: pre-school education, Art education, pre-school children, early childhood, music education, music-making, kindergarten, musical creativity, electronic keyboard.

Аннотация: В статье рассматривается технология приобщения детей старшего дошкольного возраста к музицированию на цифровом клавишном синтезаторе. Показано, как развивались теория и методика педагогической работы по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в России XX века. Рассмотрены вопросы выбора клавишных синтезаторов для детей, педагогические условия и опорные точки реализации технологии «Творческоемузицирование в детском оркестре». Описана методика развития музыкально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в игре на синтезаторе, педагогическая диагностика, организация музицирования в самостоятельной деятельности детей. Приведены примеры настройки функций синтезатора и методики работы над отдельными произведениями .
Abstract: The article discusses the technique of initiation pre-school age children to playing digital piano electronic keyboard. The author shows the development of pedagogical work's theory and methods for teaching children to play the children's musical instruments in Russia of the XX-th century. It is described the problems of electronic keyboards selection for children, pedagogical conditions and reference points of the technology "Creative music playing in the children's orchestra" implementation are shown. The author gives the technique for the development of pre-school children's musical creativity in playing electronic keyboard, pedagogical diagnostics, organization of music-making in the children's self-activity. The examples of electronic keyboard tuning functions and methods of creation the individual musical works are given too.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ДИСЦИПЛИНАХ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ЦИКЛА
EMOTIONAL AND COGNITIVE COMPONENT OF THEATER ARTS ON DISCIPLINES OF VOCAL AND CHORAL CYCLE

КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА
KUZNETSOVA GALINA VIKTOROVNA

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Ph.D.(Pedagogical Sciences), an assistant professor of music education “Elets State University named after I.A.Bunin”;
e-mail: galina.kuznecova.55@bk.ru

Ключевые слова: высшая школа, музыкальное образование, театральное искусство, эстетическое воспитание, направленность выбора репертуара, художественный образ.
Key words: high school; music education; theatrical art; aesthetic education; orientation of choice of repertoire; artistic image.

Аннотация: Специфика подготовки будущего специалиста тесно связана с содержанием музыкального образования. Театральное искусство является педагогическим условием для познания, школой нравственного и эстетического воспитания. Оно настраивает на позитивно-творческий эмоциональный подъем, яркое эстетическое переживание, удовольствие в процессе общения с произведением искусства. В данной статье раскрываются направления выбора репертуара. В выборе учебного материала-репертуара необходимо учитывать гедонистическую, педагогическую, коммуникативную, информационную, нравственно-эстетическую, психотерапевтическую направленность. Особое внимание отводится высокохудожественному репертуару, запечатлевающему в сознании целостный, динамически и драматически развивающийся художественный образ.
Abstract: A particularity of training of future specialists is closely related to the content of music education. Dramatic art is a pedagogical condition for learning, the school of moral and aesthetic education. It adjusts to a positive, creative, emotional lift, a bright aesthetic experience, a pleasure during a process of communication with a work of art. Directions of a choice of a repertoire are revealed in this article. A hedonistic, pedagogical, communicative, informational, moral, aesthetic, psycho-therapeutic orientation should be considered during selection of a educational repertoire. Special attention is given to a highly artistic repertoire imprinting a holistic, dynamically and dramatically developing artistic image on minds.

 

СТИЛЕВОЙ АСПЕКТ В ОБУЧЕНИИ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
STYLE ASPECT IN TRAINING AND METHOD OF FORMING STYLE COMPETENCE AT STUDENTS OF MUSIC AND PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
POLYAKOV ALEXANDER VLADIMIROVICH

ассистент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Института музыкального образования УрГПУ ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург
assistant department of theory, history of music & musical instruments UrSPU «Ural State Pedagogical University», Ekaterinbur; e-mail: polyakov_alex@bk.ru

Ключевые слова: категория стиля, музыкальный стиль, музыкальная культура личности, стилевая компетентность, методика формирования стилевой компетентности.
Key words: category of style, music style, musical culture of personality, style competence, method of forming style competence.

Аннотация: В статье рассматривается феномен категории стиля. Характерной чертой художественного мышления нашего времени является обращение к различного рода моделям – семантическим, жанровым и, в том числе, стилевым. Именно поэтому учителю музыки, как и музыканту-исполнителю или слушателю (обучающемуся) необходимо полноценное владение категорией стиля. Автор поднимает вопрос о важности формирования стилевой компетентности в процессе обучения студентов в музыкально-педагогическом вузе. В статье раскрывается содержание понятия «стилевая компетентность», рассмотрена ее структура и педагогические принципы, реализующие формирование стилевой компетентности у будущих учителей музыки.
Abstract: This article examines the phenomenon of style category. The characteristic feature of artistic thinking of our time is to appeal to different kinds of models – semantic, genre, including style. That is why the music teacher, as well as musicians, performers or listeners (students) should have full ownership of the style category. The author raises the question about the importance of style competence in the learning process of students in the music and pedagogical high schools. The article deals with the concept of “style competence”, reviewed its structure and pedagogical principles, realizing the formation of style competence of future music teachers.


«ПЕРВЫЕ ШАГИ НА КЛАВИАТУРЕ» С. СЛОНИМСКОГО – ПУТЬК МАСТЕРСТВУ
«FIRST STEPS ON THE KEYBOARD» S. SLONIMSKY – THE PATH TO MASTERY

СЛОНИМСКАЯ РАИСА НИКОЛАЕВНА 1
SLONIMSKAYA RAISA NIKOLAEVNA
ЛИНЬ ЦЗЫ ИН 2
LIN TZU-YIN

1 доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, гранд-доктор философии (область музыкологии и культурологи), доцент, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, профессор кафедры теории и истории музыки
Saint Petersburg State University of Culture and Arts, Professor of music theory and history, EdD, PhD, Grand PhD and field musicology and cultural studies, associate professor;
e-mail: raisa1970@mail.ru
2 аспирантка кафедры музыкального воспитания и образования, РГПУ им. А.И. Герцена,
Herzen State Pedagogical University of Russia, post-graduate student of music education and training;
e-mail: tung1215@hotmail.com

Ключевые слова: «Первые шаги на клавиатуре» С. Слонимского, начальное обучение на рояле, аппликатура, контрапункт, лад, музыкальный штрих, ансамбль, мини-цикл, жанр, галоп, вальс.
Key words: «The first steps on the keyboard» Slonimsky, initial training on the piano, fingering, counterpoint, mode, touch, ensemble, mini- suite, genre, gallop, waltz.

Аннотация: Современная детская музыка представляет сложное явление, в котором традиционные и новаторские черты составляются единое целое. В цикле «Первые шаги на клавиатуре» С. Слонимского начинающий обучаться игре на фортепиано найдет для себя не только основополагающие принципы и приемы, но и откроет необычные художественные формы, позволяющие минимальными средствами выразительности раскрыть характерные стороны современного окружающего мира. А учителя-пианисты смогут получить вдохновение от работы с яркими музыкальными зарисовками. Рассматриваемый цикл пьес позволит инновационно освоить учебный материал и метод обучения используя как хрестоматийные, так и оригинальные возможности игры на фортепиано.
Abstract: Modern children's music is a complex phenomenon, in which traditional and innovative features are integrated. In a series of "first steps on the keyboard" Slonimsky beginner to learn to play the piano will find not only the basic principles and techniques, but also opens the unusual art forms, allowing minimal means of expression to reveal the characteristic aspects of the modern world around. A teacher-pianists can get inspiration from working with bright musical sketches. Viewed cycle of plays will allow innovation to master teaching material and teaching method using both the textbook and original features of the game on the piano.

 

РОЛЬ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРИ ИГРЕ НА ТРОМБОНЕ
ROLE OF THE MAIN AND ADDITIONAL POSITIONS WHEN PLAYING THE TROMBONE

ПРОНИН БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
PRONIN BORIS ALEKSANDROVICH

Специалист института музыки Московский государственный университет культуры и искусств
Specialist of institute of music Moscow State University of culture and arts
e-mail: gidrobiont4@yandex.ru

Ключевые слова: тромбон, основные и дополнительные позиции, положения кулисы, тон тромбона.
Key words: trombone, main and additional positions, provisions of the coulisse, tone of a trombone.

Аннотация: В статье рассмотрены оптимальные решения по использованию основных и дополнительных позиций при обучении игре на тромбоне. Показаны соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных духовых инструментах. Рассмотрены особенности тромбона с квартвентилем и основные позиции на этом инструменте. Даны примеры применения позиций, в том числе альтернативных; правила перехода с одной позиции на другую. Рассказано о преимуществах и трудностях, которые появляются при овладении техникой «альтернативных» позиций. При этом предложено применять «умственную технику Гофмана» и другие приёмы исполнительского искусства. А также творческий подход при выборе той или иной позиции.
Abstract: In article optimum decisions on use of the main and additional positions when training in playing a trombone are considered. Compliances between positions of a trombone and use of gates on other brass wind instruments are shown. Features of a trombone with kvartventily and the main positions on this tool are considered. Examples of application of the positions including alternative are given; rules of transition from one position to another. It is told about advantages and difficulties which appear when mastering equipment of "alternative" positions. Thus it is offered to apply "intellectual equipment of Hoffman" and other methods of performing art. And also creative approach at a choice of this or that position.

 

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES AS FOUNATION OF A MUSIC TEACHER’S PROFESSIONAL EDUCATION

РУДОЙ ЕЛЕНА ЛЬВОВНА
RUDOY ELENA LVOVNA

Магистр искусств в области религии, доцент, заведующая кафедрой музыкального образования Заокского христианского гуманитарно-экономического института, соискатель Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования. The Master of Arts in Religion, associate professor of Private Educational Institution of Higher Professional Education Zaoksky Christian Institute of Economics and Humanities, Graduate student of the Federal State Scientific Organization “Institute of Art Education” of the Russian Academy of Education; e-mail:rudoy@zau.ru

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, социокультурная среда, художественный интерес, творческая активность, художественный проект.
Key words: cultural and educational activities, sociocultural environment, artistic interest, creative activities, artistic project.

Аннотация: В статье представлена проблема реализации культурно-просветительской деятельности в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Автор исследования видит одним из решений проблемыорганизацию педагогической системы вуза и выполнение задач, направленных на достижение поставленной цели: формирования социокультурной среды обучения; развития художественных интересов в сфере культурно-просветительской деятельности; творческой активности в подготовке и реализации художественных проектов.
Abstract: The article deals with an issue of implementation of cultural and educational activities in the area of a music teacher's professional training. As a solution to the problem, author suggests to organize educational process of an institution of higher learning in a way to achieve the following goals: to create a socicultural environment of an educational process; to develop artistic interests in the area of cultural and educational activities; to have creative activities in elaboration and implementation of artistic projects.

 

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
PROBLEMS OF COMMUNICATIVE INTERACTION IN VOCAL TRAINING

ШАНЖУН ЦЗЯН
SHANGRONG JIANG

доцент кафедры вокала и хорового дирижирования. Института культуры и искусств ГБОУ ВПО МГПУ
Associate Professor of voice and choral conducting. Institute of Culture and Arts. The State Educational Government-Financed Institution of Higher Professional Education of the City of Moscow «Moscow City Teacher Training University»

Ключевые слова: Певческая культура, творческое общение, коммуникативное взаимодействие, вокальное искусство.
Key words: Singing culture, creative communication, communicative interaction, vocal art.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы коммуникативного педагогического взаимодействия в вокальном обучении на начальном этапе формирования певческого аппарата у обучающихся в вузе. Раскрываются компоненты образовательного процесса при определении причин профессионального барьера в классе вокала.
Abstract: In the article the problems of communicative pedagogic interaction in vocal training at the initial stage of formation of the vocal apparatus of students at the University. Disclosed components of the educational process in the determination of the causes of occupational barrier in the vocal class.

 

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА
THE BIRTH OF A NEW ART PICTURE OF THE WORLD IN THE WORKS OF COMPOSERS OF THE TWENTIETH CENTURY

ЩЕРБАКОВА АННА ИОСИФОВНА
SHCHERBAKOVA ANNA LOSIFOVNA

доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, заведующая кафедрой социологии и философии культуры Российского государственного социального университета
Doctor of Education, Doctor of Cultural Studies, Professor, Dean of the Faculty of Arts and socio-cultural activities, Head of the Department of Sociology and Philosophy of Culture Russian State Social University

Ключевые слова: Музыка ХХ века, художественная картина мира, иерархия духовных ценностей.
Key words: Music of the twentieth century, art picture of the world, the hierarchy of spiritual values.

Аннотация: В современных культурологических исследованиях все большее внимание уделяется процессам, связанным с рождением новой художественной картины мира, воплощающей в себе все многообразие, полифонизм и антитентичность эпохи. Сегодня, когда от бурного и противоречивого ХХ века нас уже отделяет некоторая дистанция, наступает время для осмысления процессов, кардинально изменивших художественную картину мира и оказавших огромное влияние на формирование нового социокультурного пространства. Это составляет предмет и основную цель исследования, достижение которой требует определения и применения подходов, способствующих проведению культурологического анализа. В качестве таких подходов определены: системный, аксиологический, социально-антропологический и герменевтический. Комплексное применение этих подходов позволило выявить напряженные духовные искания века, которые нашли свое выражение в творчестве всех выдающихся мастеров этого времени. Каждый из них искал свой путь духовного обновления, каждый стремился к открытию новых художественных миров. И это составило основной вывод, сделанный в результате проведенного исследования. Кроме того, накопилось очень много материалов, в которых современники процессов, происходивших в социокультурном пространстве ХХ века, дают им те или иные оценки. И сегодня чрезвычайно интересно и даже поучительно проанализировать эти оценки, чтобы не уподобиться некоторым нашим известным искусствоведам, уверенно утверждавшим, что художники, отстаивающие свободу искусства, насквозь фальшивы, служат борьбе против прогрессивной мысли, прогрессивных общественных движений и т. д. Моральная ответственность исследователя как перед постигаемым художественным миром, так и перед собой, это еще один вывод, сделанный в результате проведенной работы. Этот вывод можно рассматривать как напутствие, обращенное к будущим исследователям - культурологам и эстетикам, философам и социологам, психологам и педагогам, всем, для кого художественное пространство культуры составляет естественную среду обитания. Для кого изучение художественной картины мира являет собой постижение сущности бытия, запечатленной в художественных текстах ХХ века .
Abstract: In modern cultural studies more and more attention is paid to the processes associated with the birth of a new art picture of the world, embodies all the variety, polyphony and antitentichnost era. Today, as from stormy and controversial twentieth century, we have separated some distance, it is time to reflect on the processes fundamentally changed the artistic view of the world and have had a great influence on the formation of a new socio-cultural space. This is the subject and the main objective of the study, the achievement of which requires the definition and application of approaches conducive to cultural analysis. As these approaches are defined: system, axiological, socio-anthropological and hermeneutic. Integrated application of these approaches revealed intense spiritual quest century, which found expression in the works of great masters of that time. Each of them was looking for his way of spiritual renewal, each striving to discover new artistic worlds. This was the main conclusion drawn from the study. In addition, the accumulated a lot of materials in which contemporary processes in the social and cultural space of the twentieth century, give them a certain evaluation. And today is extremely interesting and even instructive to analyze these estimates, so as not to be like some of our famous art, safe to say that artists who defend the freedom of art, thoroughly false, are against progressive thinking, progressive social movements and so on. D. The moral responsibility of the researcher as to comprehend the art world, and ourselves, is another conclusion as a result of this work. This conclusion can be regarded as a farewell, addressed to future researchers - Cultural and aesthetics, philosophy, sociology, psychology and teachers, all those for whom art space culture is the natural habitat. For whom the study of art picture of the world is a comprehension of the essence of being, embodied in literary texts of the twentieth century .

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE VALUE OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE PERCEPTION IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF MUSICAL ACTIVITY

ДАНИЛОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
DANILOVA ELENA YURIEVNA

аспирант ХГУ им. Н.Ф.Катанова Музыкальный руководитель, Красноярский край
graduate Katanov Khakass State University, Musical Director, municipal budget preschool educational institution kindergarten, Krasnoyarsk Kray;
e-mail: lena-1972-lena@mail.ru

Ключевые слова: восприятие, познание мира, художественный образ, художественно-образное восприятие, личностные и интеллектуальные качества, музыкальное искусство.
Key words: perception, cognition of the world, artistic image, artistic and imaginative perception, personal and intellectual qualities, the art of music.

Аннотация: В статье рассмотрены содержание и сущность понятия «художественно-образное восприятие», его взаимосвязь и взаимодействие с процессом познания мира ребенком. Выявлено значение музыкальных занятий в детском саду в развитии художественно-образного восприятия детей, в становлении их личностных, интеллектуальных и нравственных качеств, а также в формировании художественного вкуса, первичных эстетических оценок и суждений о целостности окружающего мира.
Abstract: In the article the content and the essence of the concept "art-figurative perception", its relationship and interaction with the process of cognition of the world of the child. Found the importance of music lessons in the kindergarten in the development of artistic imagery perception of children in the development of their personal, intellectual and moral qualities, as well as in the formation of artistic taste, the primary aesthetic of estimates and judgments about the integrity of the surrounding world.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
PROFESSIONAL TRAINING OF EDUCATORS TO DESIGN IN THE FIELD OF ART-AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

ГОРИНА ЛЮБОВЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА 1
GORINA LYUBOV VYACHESLAVOVNA
КОЛЕСНИЧЕНКО ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА 2
KOLESNICHENKO YULIYA YUREVNA

1-2 кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов
PhD (the pedagogical sciences), associate professor of department of methodology of education of the Saratov State University;
1 e-mail: lvgorina@list.ru;
2 e-mail: kolesni4yy@mail.ru

Ключевые слова: художественно-педагогическое проектирование, педагогические технологии, художественно-эстетическое развитие, дошкольное образование, профессиональная подготовка, интеграция, субъектный опыт, полихудожественный подход.
Key words: art-pedagogical design, pedagogical technologies, art-esthetic development, preschool education, professional training, subject experience, poly-artistic approach.

Аннотация: Одним из способов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования является вовлечение их в проектную деятельность в области художественно-эстетического развития детей. Реализация принципа интеграции в образовательном процессе дошкольной организации требует от педагога овладения технологией художественно-педагогического проектирования. В статье раскрываются основные этапы освоения студентами технологии художественно-педагогического проектирования, рассматриваются конкретные образовательные ситуации. Авторы считают, что субъектный художественно-эстетический опыт обуславливает профессиональное самоопределение будущих воспитателей на культурно-ценностном уровне.
Abstract: One of ways of formation of professional competence of future preschool teachers is their involvement in design activity in the field of art and esthetic development of children. Realization of the principle of integration in educational process of the preschool organization demands from the teacher of mastering technology of art and pedagogical design. In article the main stages of development by students of technology of art and pedagogical design reveal, concrete educational situations are considered. Authors consider that subject art and esthetic experience causes professional self-determination of future tutors at the cultural and valuable level.

 

ПРИНЦИП ПОЧВЕННОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
THE PRINCIPLE OF POCHVENNOSTI AND ITS VALUE IN THE PROCESS OF EARLY AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN

ЗУБКОВА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА
ZUBKOVA LARISA YURIEVNA

аспирант кафедры музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства ГБОУ ВПО МГПУ «Московский городской педагогический университет». Преподаватель теоретических дисциплин в ГБОУ ДОД ДШИ им. М.А. Балакирева.
graduate student of the Department of music education, musicology and instrumental performance in the State budget educational institution of higher professional education of the city of Moscow «Moscow City Pedagogical University». Teacher of theoretical disciplines at the state educational institution of additional education of children children's school of arts named after M.A. Balakirev; e-mail: larissaseles@yandex.ru, balakirevdsi@yandex.ru.

Ключевые слова: аксикреативная пирамида, аккультурация, инкультурация, персистентность, почвенность, почвенное укрепление в культуре, раннее эстетическое развитие, резистентность.
Key words: acculturation, axicreation pyramid, early aesthetic development, enculturation, persistence, pochvennost’, resistance, strengthening in culture.

Аннотация: статья посвящена разработке современных путей аккультурации и инкультурации ребенка 3 лет в группах раннего эстетического развития. С учетом необходимости межкультурного взаимодействия и толерантного общения детей в данном образовательном процессе, а также с целью регулирования процессов персистентности и резистентности автором разработан принцип почвенности и соответствующий метод почвенного укрепления ребенка в культуре. Выдвигается идея приоритетности в воспитании у младшего дошкольника этико-эстетических ценностей и эффективного применения возможностей искусства для формирования у него чувства патриотизма, толерантности и гибкости коммуникативных навыков.
Abstract: the article is devoted to the development of modern ways of acculturation and the enculturation of a 3 years old child in groups of early aesthetic development. Taking into account the need in cross-cultural interplay and tolerant communication of children in this educational process, as well as to regulate the processes of persistence and resistance the author has developed the principle of Basis (Pochvennost’) and the appropriate method of basis strengthening of a child in culture. The idea of priority of ethic-aesthetic values among children of younger preschool age in their education is putting forward as well as the idea of efficient use of art for the purpose of creation of a sense of patriotism, tolerance and flexible communication skills.

 

 

ЛИТЕРАТУРА В ОБРАЗОВАНИИ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ЕЁ ГРАНИЦЫ. КИНЕМАТОГРАФ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВВ
INTERPRETATION AND ITS BORDERS. CINEMA AND HISTORICAL PROSE AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES

ПОЛЬ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
POL` DMITRIY VLADIMIROVICH

доктор филологических наук, профессор, заведующий лабораторией литературного творчества Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской Академии Образования
Doctor of Philology, Professor, Head of the Laboratory of literary creativity Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»
e-mail: pol-d-v@yandex.ru.

Ключевые слова: творчество К. М. Симонова, военная проза, русская литература XX в., жизнь и судьба в русской литературе XX в.
Key words: creativity of K. M. Simonov, military prose, Russian literature of the XX century, the life and fate in the Russian literature of the XX century.

Аннотация: В статье, посвящённой 100-летию со дня рождения К. М. Симонова, рассмотрены отдельные вопросы жизни и творчества самого известного поэта военных лет. Отличительной чертой К. Симонова была честность: и по отношению к врагам и недоброжелателям, и к коллегам-журналистам, и к соперникам-писателям. В статье делается вывод об искренней приверженности Симонова сталинской линии в послевоенные годы, о надуманности объяснений ревностного служения Симонова сталинскому режиму внутренним страхом поэта из-за его дворянского происхождения. В статье делается вывод о «несходности» жизни и судьбы как двух философских максим в творческой судьбе К. М. Симонова, об искупительном мотиве в жизни и творчестве поэта 50-х – 70-х гг. Творчество К. М Симонова стало одной из наиболее ярких страниц в истории русской словесности и потому заслуживает должного внимания со стороны школьного и вузовского преподавания.
Abstract: In the article, dedicated to the 100th anniversary since the birth of K. M. Simonov, several issues of the life and work of the most famous poet of the war years are considered. Hallmark of K. Simonov was honesty: to the enemies and ill-wishers and to fellow journalists and to opponents of the writers. The article makes a conclusion about a sincere commitment of Simonov to Stalinist line in the postwar years, the artificiality explanations of devotion Simonov to Stalinist regime by internal fear poet because of his noble origin. The article concludes "dissimilarity" of life and fate as two philosophical maxims in the creative destiny of K. M. Simonov, about the redemptive motif in the life and work of the poet of the 50's - 70's. Creativity of K.M Simonov is one of the most brilliant pages in the history of Russian literature and deserves proper attention from the school and University teaching .

 

ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
THE DISCIPLINE “THE ENGLISH LANGUAGE” IN THE ELEMENTARY SCHOOL AND ITS POSSIBILITIES IN AESTHETIC DEVELOPMENT

ПЕТРАКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
PETRAKOVA ELENA NIKOLAEVNA

учитель английского языка Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21», Ульяновск
the teacher of the English language of Municipal Autonomous Educational Institution “Secondary School of General Education 21”, Ulyanovsk
e-mail: eleliseeva@mail.ru; mou21@uom.mv.ru

Ключевые слова: эстетическое развитие, искусство, культура, культурно-эстетическая толерантность, межкультурное общение, стандарт начального общего образования по английскому языку.
Key words: aesthetic development, art, culture, cultural and aesthetic tolerance, intercultural dialogue, standard of elementary general education of the English language.

Аннотация: В статье автор анализирует программы начального образования по английскому языку; рассматривает возможности использования идей педагогики искусства для формирования культурно-эстетической толерантности младших школьников, а именно приобщение учащихся к культуре своего и других народов и знакомство с произведениями искусства разных народов. Комплексное решение задач языкового образования и эстетического воспитания учащихся должно обеспечить достижение таких специфических целей изучения иностранного языка, как формирование у школьников представления о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире. Начинать работу в данном направлении необходимо в начальной школе.
Abstract: In the article the author analyses the programmes of elementary education of the English language. She also reviews the potential of using the ideas of artistic pedagogic in upbringing cultural and aesthetic tolerance of schoolchildren. That means giving pupils access to their national culture and cultures of other nations and accustoming to works of art of different nations. Integrated solution of the problems of linguistic education and aesthetic development is supposed to ensure achievement of such specific goals of learning a foreign language as forming schoolchildren’s conception about intercultural dialogue as about philosophy of life without an alternative in the modern world. It is necessary to begin working in this direction in the elementary school .

 

РОЛЬ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В АНАЛИЗЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
THE ROLE OF THE STAGE OF HISTORY IN THE ANALYSIS AND INTERPRETATION OF DRAMATIC WORKIN HIGH SCHOOL

ТКАЧЕНКО АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ
TKACHENKO ANTON ALEXANDROVICH

учитель литературы НОУ «Частная школа «Золотое сечение», Москва literature teacher, "Private school "Golden section", Moscow; e-mail: antonfilfac@mail.ru

Ключевые слова: Драматическое произведение, сценическая история, читатель-зритель, театральная интерпретация, сценический текст.
Key words: Dramatic works, stage history, the reader-viewer, scenic interpretation, scenic text.

Аннотация: В статье освещены некоторые вопросы изучения драматического произведения и его сценической истории на уроках литературы в старших классах. Автор описывает приёмы использования сценической истории на заключительном этапе работы с произведением. Данные приёмы позволяют увидеть многогранность образов и обогатить представление учащихся о возможных интерпретациях авторского текста, задействовать их творческий потенциал и способствовать созданию глубокой личностной интерпретации произведения.
Abstract: The article explains some of the questions of the study of dramatic works and its stage history in literature classes in high school. The author describes methods of using the stage history in the final phase of working with the literary text. These methods allow us to see the diversity of images and enrich the students' ideas about the possible interpretations of the author's text, use their creativity and conduce to create a deeply personal interpretation of the work.

 

СТРУКТУРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
STRUCTURE LYRICAL WORKS AND INNOVATIVE TECHNOLOGIES

ЮДУШКИНА ОЛЕСЯ ВАСИЛЬЕВНА
YUDUSHKINA OLESYA VASILEVNA

кандидат филологических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования
Doctor of Education, Associate Professor, Senior Researcher, Federal State Research Institution "Institute of Art Education "Russian Academy of Education"

Ключевые слова: Гуманитарное образование, литературное произведение, лирические жанры, методика филологического анализа, интертекстуальность, интерпретация, сравнительный анализ, метрический анализ.
Key words: liberal education, literary work, lyrical genres, methods of philological analysis, intertextuality, interpretation, comparative analysis, metric analysis.

Аннотация: Актуальность исследования проблематики полноценного восприятия художественного текста в контексте гуманитарного образования связана с необходимостью формирования лингвистической компетенции, научного анализа литературного произведения, методологией литературоведения у студентов вузов. Показательным примером для изучения могут послужить лирические жанры, разнообразные по своей функциональности и позволяющие, прежде всего, сформировать у студентов гуманитарных вузов умение применять полученные знания в области теории лирики в научно-исследовательской и других видах деятельности, а также владеть основными методами анализа лирических стихотворных произведений.
Abstract: The relevance of the research perspective full perception of a literary text in the context of liberal education is related to the need to develop linguistic competence, scientific analysis of literary works, methodology of literary criticism in university students. A good example for the study can serve as a lyrical genres, different in its functionality and allowing primarily form students of liberal arts colleges the ability to apply this knowledge in the theory of poetry in the research and other activities, as well as familiar with the basic methods of analysis of lyrical poetic works.

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ ЧТЕНИИ
LITERARY WORK IN THE CREATIVE READING

ЯКИМОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ 1
YAKIMOV IGOR ANATOLEVICH
МАСАНДИЛОВА ИРИНА ЛЬВОВНА 2
MASANDILOVA IRINA LVOVNA

1 кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М. А. Шолохова, директор Лицея гуманитарных технологий МГГУ им. М. А. Шолохова; e-mail: igoriak@mail.ru;
2 кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М. А. Шолохова, учитель русского языка и литературы Лицея гуманитарных технологий МГГУ им. М. А. Шолохова; e-mail: irina-masandilova@yandex.ru

Ключевые слова: творческое чтение, интерпретация литературного произведения, вторичные образы, театр спонтанности, литературная импровизационная игра.
Key words: creative reading, interpretation of a literary work, secondary images, the theater of spontaneity, improvisation literary game.

Аннотация: Статья посвящена вопросам интерпретации литературного произведения в процессе творческого чтения и литературной импровизационной игры. Рассмотрены различные приёмы работы с вторичными образами. Авторы приходят к выводу о целесообразности и эффективности применения методики творческого чтения и литературной импровизационной игры на уроках литературы как в начальной, так и в средней и старшей школе.
Abstract: The article is devoted to the interpretation of literary works in the process of creative reading. Various techniques for working with secondary images. The authors conclude on the effectiveness and appropriateness of the methodology of creative reading and literary improvisational games in literature classes in elementary and middle and high school.


ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
THE SPECIFIC ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE DEVELOPMENT OF YOUNGER PUPILS IN CONDITIONS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT: THE AXIOLOGICAL APPROACH

БООС НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА
BOSS NADEZHDA VALENTINOVNA

директор государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 16 «ШИК» Департамента образовании г. Москвы
Director of the state educational institution of secondary school № 16 of the Department of education of Moscow; e-mail: nadusha616@mail.ru.

Ключевые слова: аксиологический подход, культурно-воспитывающая среда, художественное событие и общешкольный праздник, педагогика искусства, развивающий характер обучения, мотивация творчеством.
Key words: axiological approach, cultural-educative environment, an artistic event and whole-school celebration, art pedagogy, developmental nature of learning, motivation by creativity.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования культурно-воспитывающей среды в начальной школе на основе аксиологического подхода. Отмечается актуальность и злободневность проблемы, делается вывод о необходимости её комплексного рассмотрения. Анализ проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» убеждает в том, что проблема формирования ценностей у детей и юношества является приоритетной для Российского государства. Рассматривая аксиологический подход в рамках всей общекультурной, а не исключительно образовательной парадигмы, выделяются важнейшие, по мнению автора, типологически значимые ценностные доминанты, характерные для начальной школы. Это – соучастие, сопереживание, благодаря которым формируются творческие коллективы учащихся, любовь к родным и близким, благодаря которым и формируются гражданские качества, включая патриотизм. Успешность воспитания данных качеств достигается через культурно-воспитывающую среду, создаваемую на основе аксиологического подхода .
Abstract: The article deals with development of cultural and educational environment in primary school based on the axiological approach. It notes the relevance and urgency of the problem, the conclusion about the necessity of a comprehensive review is made. Analysis of the project "Strategy of development of education in the Russian Federation up to 2025" convinces us that the problem of the formation of values at children and youth is a priority for the Russian state. Considering the axiological approach across cultural, and not solely an educational paradigm that highlights the most important, according to the author, typologically significant valuable dominant characteristic of primary school. This is empathy, through which are formed the creative teams of pupils, love of family and friends, which formed the civic qualities, including patriotism. The success of the education of these qualities is achieved through cultural and educative environment that is created on the basis of axiological approach .

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА СЛОВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF WORD ART IN MODERN CONDITIONS

БРЯНЦЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
BRYANTSEVA OXANA NIKOLAEVNA

директор ГБОУ СОШ № 2099 ДО г. Москвы director of school No 2099, Moscow

Ключевые слова: российское образование, искусство слова, воспитание подростков, художественное событие, коммуникативная ситуация на уроке.
Key words: Russian education, word art, education of teenagers, an artistic event, the communicative situation in the classroom.

Аннотация: В статье рассмотрен один из аспектов воспитания школьников через искусство. При всем том, что советская модель гуманитарного образования отличалась идеологической заданностью, в корневых своих истоках она продолжала дореволюционную, в которой воспитание человека всегда ставилось на первое место. Воспитательный потенциал искусства слова недостаточно использован в современных условиях, а подчас даже откровенно игнорируется. В начале XXI в. необходимо организовывать уроки литературы как художественные события. Лучше всего проводить эти занятия в рамках школьного компонента, где у педагога намного больше возможностей для творческой самореализации. На основе анализа урока по произведениям А. С. Грина автор делает вывод о необходимости подобных занятий для формирования у школьников школьникам понимания огромной историко-культурной значимости Крыма и Севастополя в системе ценностей русской и мировой культуры, а также формирования гражданско-политической позиции у российских подростков.
Abstract: The article considers one of the aspects of educating pupils through art. With all that the Soviet model of humanitarian education was enough ideological one, in their root it continued traditions of the one before the revolution, in which the education was always put on the first place. The educational potential of word art is not enough used in modern conditions, and sometimes even blatantly ignored. In the beginning of the XXI century it is necessary to organize the lessons of literature as artistic events. Best of all is to organize such lessons within the school component, where the teacher has more opportunities for self creative,. Based on the analysis of the lesson on the works of A. S. Green, the author makes a conclusion about the necessity of such studies for the formation among the secondary school students an understanding of the tremendous historical and cultural significance of the Crimea and Sevastopol in the value system of Russian and world culture, and the formation of civil-political position among Russian adolescents .

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗО
THE ORGANIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOLS ON THE LESSONS OF ART

ДМИТРЕНКО НАТАЛЬЯ ОЛЕГОВНА
DMITRENKO NATALYA OLEGOVNA

соискатель ученой степени кафедры «Музыкально-художественного образования» ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск; преподаватель кафедры «Изобразительное искусство», ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск.
competitioner of Department of «Music and art education» Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafyev, Krasnoyarsk; lecturer of Department of «Fine arts», Pacific state University, Khabarovsk.
e-mail: 1wellaflex1@mail.ru

Ключевые слова: учебный процесс, познавательная деятельность, младший школьный возраст, начальная школа, урок по изобразительному искусству, портрет, жанр, развитие личности, учебная деятельность, эффективный подход к обучению, нежелание учиться, теория учебной деятельности.
Key words: the learning process, learning activities, primary school age, elementary school, lesson, art, portrait, genre, personal development, effective approach to learning, desire to learn, the theory of learning activity.

Аннотация: Автор статьи ставит вопрос о том, как следует организовать учебный процесс и познавательную деятельность учащихся начальной школы на уроках ИЗО, чтобы максимально эффективно воздействовать на учащихся средствами искусства, чтобы дети, в свою очередь, являлись субъектом этой учебной деятельности. Задача статьи состоит в том, чтобы найти эффективные подходы к обучению, которые позволяли бы формировать желание учиться. Отмечается, что при рассмотренном в статье построении учебной деятельности, учащиеся на уроках ИЗО становятся заметно активнее, более увлеченно работают, могут выполнить гораздо больше задач, становятся коммуникабельными, учатся слушать друг друга, доказывать свою точку зрения, находить ошибки в своей работе и работах товарищей, помогать их исправлять. Помимо этого, у детей формируются и развиваются мыслительные операции, такие как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация и систематизация; они не боятся высказывать свои мысли, и их ответы становятся более полными.
Abstract: The author of the article raises the question of how to organize the learning process and cognitive activity of students in primary schools on the arts lessons, to maximize the impact on students by the means of art, that children were the subject of this educational activity. The aim of the article is to find effective approaches to teaching, which generate a desire to learn. The author concludes that with this build learning activities, students on the lessons become noticeably more active, more enthusiastically work, can perform much more tasks become sociable, learn to listen to each other, to prove their point of view, to find errors in their work and the work of the comrades, to help to fix them. In addition, develop mental operations, such as analysis, comparison, synthesis, abstraction, generalization, classification and systematization; they are not afraid to express their thoughts, and their responses become more complete.

 

ИНТЕГРАЦИЯ В ШКОЛЕ: ГЕОГРАФИЯ И ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
THE GEOGRAPHY COULD UNITE THE DIFFERENT DISCIPLINES

ЕРМОЛИНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
ERMOLINSKAYA ELENA ALEXANDROVNA

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования
Doctor of Education, Associate Professor, Senior Researcher, Federal State Research Institution "Institute of Art Education "Russian Academy of Education"; e-mail eabloknot@yandex.ru

Ключевые слова: сознаниe ребенка, учебный процесс, системность и преемственность в обучении, сотрудничество, интегрированные уроки.
Key words: the childish consciousness; the educational process, consistency and continuity in training, the cooperation, the integrated lessons.

Аннотация: На примере художественно-познавательного события по географии для учащихся 6 и 7 классов предпринята попытка раскрытия педагогического потенциала и обучающих возможностей, которые заложены в интегрированных формах обучения и образовательном процессе, построенном на основе взаимодействия между учебными дисциплинами. Практика взаимодействия педагогов-предметников и обращение к предложенным формам работы с детьми позволит решить проблему применения учащимися знаний, полученных в школе в повседневной жизни.
Abstract: The author describes the effective example of the art and informative event for the basic school pupils. This teaching technique has the big pedagogical potential and training possibilities which are put into the integrated modes of study and the educational process constructed on the basis of interaction between the school disciplines. Practice of interaction between the teachers and the reference to the offered forms of work will allow to solve a problem of application with children pupils of the knowledge received at school in an everyday life.


ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ИСТОРИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
CREATIVE DEVELOPMENT IN THE HISTORY OF DESIGN EDUCATION

КОРОЛЕВА ЛАРИАННА ЮРЬЕВНА
KOROLEVA LARIANNA YUREVNA

Аспирант кафедры «Моды и технологии», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань
post-graduate student of the Fashion and Technology chair, Federal state budgetary educational institution of higher professional education «Kazan national research technological University», Kazan; e-mail: larianna87@gmail.ru

Ключевые слова: дизайн, дизайн-образование, история дизайна, развитие креативности дизайнеров.
Key words: design, design education, design history, the development of creative designers.

Аннотация: Отстаивая высокую роль развития креативности в процессе профессионального становления будущего дизайнера, для выявления творческого характера деятельности дизайнера, мы обратились к изучению истории становления дизайн-образования. Проведенный анализ показывает, что на протяжении всей истории становления дизайн-образования, творческое воспитание студентов являлось одной из его приоритетных целей. Кроме того, выявлены положения и принципы дизайна, разрабатываемые в рамках исторических школ, помогающие раскрыть сущность современного дизайна.
Abstract: Defending the high role of creativity in the process of formation of the future professional designer to identify the nature of the creative designer, we turned to the study of the history of the development of design education. The analysis indicates that the creative education of students was one of the main objectives of design education throughout the history of its formation. Provisions and principles of design which were developed during the formation of design education, have been identified in the article. These principles and provisions formed the basis of modern design.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
FEATURES OF EDUCATION OF GIFTED CHILDREN

МАЛЬЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
MALTSEVA EKATERINA VIKTOROVNA

соискатель МГУКИ, учитель английского языка первой категории ГБОУ СОШ № 590 г. Москвы
applicant of MGUKI, English teacher of the first category of State Educational Institution Secondary School № 590 of Moscow;
e-mail: kate555.05@mail.ru

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социальная работа, различные педагогические программы, работа с детьми, талант.
Key words: psychological and educational support, social work, various educational programs, work with children, talent.

Аннотация: В статье показано работа с талантливыми и одаренными детьми. Приведены примеры программ и методик работы с детьми.
Abstract: The paper shows the work with talented and gifted children. Are examples of programs and methods of work with children.


О ЗНАЧЕНИИ РУКОТВОРНЫХ ИГРУШЕК ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К ПРОБЛЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ)
ON THE SIGNIFICANCE OF HAND-MADE TOYS FOR THE PRESCHOOL AGE CHILDREN'S GENDER CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT (TO THE PROBLEM OF SOCIAL AND CULTURAL IDENTIFICATION)

ЛЫКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
LYKOVА IRINA АLEXANDROVNA

доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологи Российской академии образования, г. Москва
D. Ed., professor of primary and pre-school education of the Academy of Training and Retraining of Education , Senior Research Fellow Federal State Research Institution "Institute of Art Education" of the Russian Academy of Education , Moscow

Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, детский дизайн, сюжетно-ролевая игра, рукотворная игрушка, развивающая предметно-пространственная среда.
Key words: gender, gender education, kids' design, plot-role-playing game, hand-made toys, educational object-spatial environment.

Аннотация: Проблема гендерного воспитания рассматривается автором в связи с проблемой взаимосвязи детского дизайна и игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Показана роль игровых предметов, в том числе рукотворных игрушек, для формирования гендерного сознания детей пяти-семи лет. Раскрыты особенности свободных игр мальчиков и девочек. Сделан вывод о целесообразности дизайна игрушек и игровых атрибутов в образовательном пространстве детского сада.
Abstract: The problem of gender education is considered by the author in connection with the problem of the children's games and design interrelation as the leading activities for preschool age children. The role of in-game items, including hand-made toys for the gender consciousness of 5-7 years children's development. The features of self-supporting games for boys and girls are described. It was concluded that the feasibility of the toys and in-game items' design in the educational space of the kindergarten.


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
INTEGRATED APPROACH TO TEACHING FINE ARTS IN SCHOOL AS A CONDITION OF FORMATION OF ART PERCEPTION AND THOUGHT STUDENTS

ОЛЕСИНА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА 1
OLESINA ELENA PETROVNA
РАДОМСКАЯ ОЛЬГА ИГОРЕВНА 2
RADOMSKAYA OLGA IGOREVNA

1кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией интеграции искусств Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования. Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования.
PhD (the pedagogical sciences); chair of Art integration Department of Federal State Budget Research Institution "Institute of Art Education"
e-mail: eolesina@yandex.ru
2кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного научного Учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования. Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования.
PhD (the pedagogical sciences); Senior Research Fellow of Federal State Budget Research Institution "Institute of Art Education"
e-mail: olgaradomskaia@mail.ru

Ключевые слова: интегрированный подход, художественный образ, художественное восприятие, художественное мышление, учащиеся, изобразительное искусство.
Key words: integrated approach, artistic image, artistic perception, artistic thinking, students, fine arts.

Аннотация: В статье констатирована взаимосвязь восприятия и мышления как компонентов творческого сознания личности. Выявлена динамика развития художественного восприятия и мышления учащихся. Авторами раскрыты особенности интегрированного подхода к преподаванию изобразительного искусства в школе.
Abstract: The article stated the relationship of perception and thinking as components of the creative consciousness of the individual. The dynamics of artistic perception and thinking of students. The authors have disclosed features of an integrated approach to teaching fine arts at school.


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯВ ОБЛАСТИ РЕНОВАЦИИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ЧУРАКОВА МАРИЯ В.
CHURAKOVA MARIYA V.

аспирант, преподаватель кафедры ювелирного искусства Высшей школы народных искусств (института)
post-graduate student, teacher of chair of jeweler art of the Higher school of folk arts (institute)
e-mail: 2843@mail.ru

Ключевые слова: реновация, средства композиции, художественное проектирование, формообразование, ювелирное искусство.
Key words: renovation, means of composition, artistic design, shaping, jewelry.

Аннотация: В статье представлено определение значения процесса реновации в области ювелирного искусства. Задача данной статьи рассмотреть на начальном этапе закономерности и средства композиции художественного проектирования в области реновации ювелирных изделий.
Abstract: The article presents the determination of the value of renovation process in the field of jewelry. The goal of this article is to discuss at the initial stage the structural regularities and means of composition of art design in the field of renovation of jewelry.

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
RESEARCH IN THE FIELD OF ART EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE REFORM OF RUSSIAN SCIENCE

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА
ALEXEEVA LARISA LEONIDOVNA

доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования. Doctor of Education (Dr. Ed.), Associate Professor, Deputy Director, Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education», e-mail: ihoraodirect@mail.ru

Ключевые слова: наука, педагогика, реформы, художественное образование, исследования, перспективы, результативность.
Key words: science, pedagogy, reform, art education, research, prospectives, efficiency.

Аннотация: Вданной статье затрагиваются отдельные аспекты реформ российской педагогической науки, рассматриваются перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в области художественного образования. Автор упоминает о традициях и новаторстве, останавливается на проблемах содержания исследований в данной сфере, обозначает примерные направления научного поиска (педагогика искусства, стандартизация образования, интеграция смежных областей гуманитарных наук, международные исследования в рамках дальнейшего развития Web-Обсерватории художественного образования государств-участников СНГ и др.).
Abstract: This article addresses the selected aspects of the reforms of the Russian pedagogical science, examines the prospects for the development of fundamental and applied research in the field of arts education. The author mentions the traditions and innovation, covers the problems of research in this area, indicates the approximate direction of scientific research (pedagogy of art, education, standardization, integration of related areas of Humanities, international studies in the context of further development of the Web-the Observatory of art education of the CIS Member States, etc.).

 

«ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТЕКСТ» СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА: ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
"BEHAVIORAL TEXT" OF THE MODERN TEENAGER: THE INFLUENCE OF AGE

ЖАРОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
ZHAROVА TATYANA IVANOVNA

Административный директор, НП содействия личностному росту и психологическому здоровью населения «Центр эмоционально-образной терапии Линде Н.Д.», Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Administrative director, Centre of the personal growth and psychological health support "Psychological Center of Emotion-Image Therapy by Linde N.D.", Full member of the Professional Psychotherapeutic League
e-mail: tatyana_zharova@mail.ru

Ключевые слова: особенности возраста, подросток, поведенческий текст, стратегия жизни, Я-концепция, личность, активность, сознание, саморазвитие.
Key words: characteristics of age, teen, behavioral text, strategy of life, self-concept, identity, activity, consciousness, self-development .

Аннотация: Автор статьи исследует достаточно новую для психолого-педагогической науки проблему создания поведенческого текста в подростковом возрасте. Показано, как на разных этапах возрастного развития подросток изменяет отношение к себе, к своей жизни, как постепенно личность начинает осваивать стратегии жизнетворчества. Выявлены наиболее значимые аспекты влияния возрастного развития на процесс создания поведенческого текста.
Abstract: The author examines a new psychological and pedagogical problems of teens’ behavioral text creating. It is shown how the different stages of the development teenager changes the attitude to him (her)self, to life and how person gradually begins to develop strategies of life-creating. Author identifies the most significant aspects of the impact of age on the creating a behavioral text’s process.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
REGULATION OF THE TEACHING STUFF FOR SOCIAL SPHERE

МАЛЬЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
MALTSEVA EKATERINA VIKTOROVNA

соискатель МГУКИ, учитель английского языка первой категории ГБОУ СОШ № 590 г. Москвы
applicant of MGUKI, English teacher of the first category of State Educational Institution Secondary School № 590 of Moscow; e-mail: kate555.05@mail.ru

Ключевые слова: гуманистическая функция, педагогические кадры, социальная работа, социальная-экономика страны, территориально-административная единица, факторная модель социального процесса, принципы педагогического регулирования.
Key words: humanistic function, teaching staff, social work, social economy of the country, territorial administrative unit, factor model of the social process, the pedagogical principles of regulation.

Аннотация: В статье показано ротация и пагогическое регулирование, как конкретизация, прежде всего, социально-педагогического подхода к процессу регионализации высшего профессионального образования в области социальной работы, которое позволяет выстроить педагогически осмысленную совокупность целей формирования профессионала высшей квалификации, способного эффективно направлять процесс сохранения, функционирования и дальнейшего развития системы социальной защиты населения.
Abstract: The manuscript presents the concept of "rotation" and "pedagogical regulation." It is described the socio-pedagogical approach to the process of regionalization of higher education in the field of social work, which allows to build a pedagogically meaningful set of objectives of the highest qualification professional’s development, able to effectively guide the process of preservation and further development of the social welfare system.

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ, МЕТОДИКИ, УРОВНИ
SUPPLEMENTARY ART EDUCATION TEACHER’S CREATIVE IMAGINATION DEVELOPMENT: IMPORTANCE, TECHNIQUES, LEVELS

МАЛХАСЯН МАРИНЕ ВАНЬЕВНА
MALKHASYAN MARINE VANEVNA

кандидат психологических наук, доцент, директор ГБОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ирида»
Ph.D., Associate Professor Director of the Center for psychological-pedagogical rehabilitation and correction "Irida"
e-mail: marina.malh@yandex.ru

Ключевые слова: творческое воображение, педагог, дополнительное художественное образование, творческая деятельность, оригинальные подходы, уровни развития воображения.
Key words: creative imagination, teacher, supplementary art education, creativity, original approaches, the levels of imagination’s development.

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческого воображения педагога дополнительного художественного образования. Показано, что воображение неразрывно связано и с волевыми качествами личности, с саморазвитием. Описаны методики развития творческого воображения педагогов. Выделены уровни этого процесса.
Abstract: The article is devoted to problem of the supplementary art education teacher’s creative imagination development. It is shown that the imagination is inextricably linked with the strong-willed personality traits, and self-development. The techniques of creative imagination of teachers are described. The author obtains levels of this process.


ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
CAUSES ANDPREVENTION OFSCHOOL FAILUREELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

МОСКВИНА АННА СЕРГЕЕВНА
MOSKVINA ANNA SERGEEVNA

кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, факультет психологии, кафедра педагогики и психологии.
PhD (the pedagogical sciences), Moscow State Regional University, Department of Psychology, Department of Pedagogy and Psychology; e-mail: anna.moskvina@list.ru

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, профилактика школьной неуспеваемости, младшие школьники, педагог, современная школа, обучение.
Key words: school failure, prevention of school failure, junior high school students, teacher, modern school education.

Аннотация: Статья посвящена причинам и профилактике школьной неспеваемости учащихся младших классов. Выделен ряд основных причин неуспеваемости в школе. В статье рассмотрены примеры из опыта педагогов и родителей учащихся начальной школы. Описаны рекомендации по профилактике школьной неуспеваемости.
Abstract: Articleis devoted to the causes and prevention of school nespevaemosti younger students. A number of key reasons for poor progress in school. The article discusses examples from teachers and parents of elementary school students. Describes best practices for the prevention of school failure.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
PERSONALITY CREATIVE DEVELOPMENT TECHNOLOGIES FOR PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOLS STUDENTS

НИКИТИН ОЛЕГ ДЕНИСОВИЧ 1
NIKITIN OLEG DENISOVICH
КИЧИБЕКОВА МАРЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА 2
KICHIBEKOVA MARYANA VLADIMIROVNA

1кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской Академии Образования, Москва; e-mail: nikitinpsi@mail.ru
PhD (Pedagogical Sciences); senior research fellow of Federal State Research Institution “Institute of Art Education” of the Russian Academy of Education (Moscow)
2кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», Москва
PhD (Philology), senior teacher of the Department of Social Pedagogy of Institute of Foreign Languages of PFUR (Moscow); e-mail: maryana.kichibekova@mail.ru

Ключевые слова: креативность, интеграция, сферы развития личности, высшее образование, технологии творческого развития.
Key words: creativity, integration, spheres of personal development, higher education, technologies of creative development.

Аннотация: В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на формирование всесторонне развитой личности у студентов педагогических ВУЗов. Производится детальный анализ соотношения развивающей, формирующей и интегративной функции обучения. Выделенные функции способствуют развитию креативности у студентов, что обусловливает их широкое применение в образовательной практике. Рассматривается процесс интеграции ментальной, эмоциональной и физической сфер личности. В гармонично развитой личности данные сферы или составляющие личности представляют собой иерархическую структуру, подчиненную определенным закономерностям. Анализируются технологии, используемые в обучающем процессе на разных этапах.
Abstract: The article refers to main factors influencing the formation of a developed personality of pedagogical higher schools students and gives detailed analysis of correlation between developing, forming and integrating educational functions. The said functions promote students’ creativity which contributes to their wide usage in educational practice. The article also considers the process of integration of mental, emotional and physical personality spheres and analyses the technologies used in educational process at various stages.


РЕЗЕРВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СТАНОВЛЕНИИ КРЕАТИВНОСТИ
RESERVES OF THE EDUCATIONAL ENWIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY

ПЕЧКО ЛЕЙЛА ПЕТРОВНА
PECHKO LEYLA PETROVNA

доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГНУ ИХО РАО, Mосква
Doctor of philosophie, professor, leading research scientist оf the Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education “Institute of Art Education”. Moscow;
e-mail: pechkolp@mail.ru

Ключевые слова: гуманитарная одаренность, культурно-эстетическое отношение, образовательная среда, деятельность, искусство, креативность.
Key words: humanitarian giftedness, cultural-aesthetic attitude, educational environment, activity, art, creativity.

Аннотация: В статье наряду с известными видами одаренности в возрастном развитии молодого поколения предлагается обоснование еще одного ее вида, проявляющегося в подростковом и юношеском возрасте - на почве освоения основ культуры социума и получения среднего образования. Это гуманитарная и культурно-эстетическая одаренность школьников, перерастающая далее в креативность личности. Теоретическим обоснованием развиваемых представлений служит культурно-историческая психология Л.С. Выготского.
Abstract: The paper conceptualizes a new type of giftedness showing up in course of individual development in adolescence and youth on the basis of appropriation of the cultural fundamentals of the society and completion of school education. It is humanitarian and cultural-aesthetic giftedness that further grows into the person’s creativity. The considerations developed in the paper are theoretically based on Lev Vygotsky’s cultural-historical psychology.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT TRAINING OF FUTURE EXPERTS IN HIGH SCHOOL

САВИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
SAVIN ALEXEY DMITRIEVICH

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Учебного Центра по подготовке и повышению квалификации (г. Владимир)
Ph.D., Learning Centre training and development (Vladimir)

Ключевые слова: высшая школа, психологическое сопровождение, психологическое и педагогическое сопровождение, диагностика личности, профессиональное становление, профессиональная адаптация.
Key words: high school, psychological and pedagogical support, diagnostics of personality, professional development, professional adaptation.

Аннотация: В работе анализируется дефиниция «психологическое сопровождение». Делается попытка анализ подготовки будущих специалистов с данной позиции в ВУЗе.
Abstract: This paper analyzes the definition of "psychological support". Author attempts to analyze training of future specialists at the university.

ОБРАЗ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
IMAGE OF THE HEAD IN MODERN STUDENT IMAGINATION

САВИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
SAVIN ALEXEY DMITRIEVICH

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Учебного Центра по подготовке и повышению квалификации (г. Владимир)
Ph.D., Learning Centre training and development (Vladimir)

Ключевые слова: психология управления, характеристика руководителя, социальное представление, личностный дифференциал, контент-анализ.
Key words: psychology of management, characteristics of the head, social representation, personal differential, content analysis.

Аннотация: В статье разбирается вопрос управления, а именно управления человеческими ресурсами, применяются подходы «психологии управления». Показывается личность руководителя, психологические аспекты и его деятельность.
Abstract: This manuscript analyzes the issue of human resource management, shows approaches to "the psychology of management." The author studies the idea of the head’s identity, the psychological aspects of the head’s activities.


ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
FEATURES OF RUSSIAN PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF CULTURE AND ART DEVELOPMENT IN THE BEGINNING OF THE XXI-ST CENTURY

СТУКАЛОВА ОЛЬГА ВАДИМОВНА 1
STUKALOVA OLGA VADIMOVNA
ЖГЕНТИ ИНГА ВАХТАНГОВНА 2
ZHGENTI INGA VAKHTANGONA

1 доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования
Doctor of Education, Associate Professor, Senior Researcher, Federal State Research Institution "Institute of Art Education "Russian Academy of Education"
2 заведующая приемной комиссией факультета повышения квалификации и дополнительного образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академии акварели и изящных искусств»
head of the selection committee of training and supplementary education of the State Budget Educational Institution of Higher Professional Education "Academy of water color and Fine Arts

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, сфера культуры и искусства, Болонский процесс, человек культуры, нормативные акты и законы об образовании, закономерности, тенденции.
Key words: higher education,culture and art, the Bologna process, aperson of culture, regulations and Lawson education, patterns, trends.

Аннотация: Авторы статьи рассматривают проблемы, возникающие в процессе модернизации высшего профессионального образования. В статье показано, что образование в сфере культуры и искусства требует особенного подхода. Специфика этого образования состоит в его тесной взаимосвязи с искусством. Таким образом, внедрение Болонской системы в сферу такого образования вызывает большие трудности. Важно не утратить существующие традиции и продуктивно использовать их в процессе модернизации.
Abstract: The paper examines the problems arising in the process of the higher education’s modernization. The article shows that education in the field of culture and art requires a special approach. The specificity of this educations its close interrelation with art. Thus, the introduction of the Bologna system in the sphere of such education has great difficulties. It is important not to lose the existing traditions and productively use theme the modernization process.


ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO IMPLEMENT POLYARTISTIC APPROACH

ШУВАЛОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
SHUVALOVA ELENA EVGENEVNA

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», г.Архангельск
PhD (the pedagogical sciences), Associate Professor Department of pedagogy and psychology of childhood Institute of pedagogy and psychology of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov или NArFU, Arkhangelsk; e-mail: nash98@atnet.ru

Ключевые слова: интегрированный, полихудожественный подход, начальная школа, современные технологии, подготовка учителя, реализация подхода.
Key words: integrated, polyartistic approach, primary school, modern technology, training of teachers, the implementation approach.

Аннотация: в статье на основе данных современных исследований об особенностях развития теории и практики художественного образования поднимается вопрос о роли педагога начальной школы в реализации полихудожественного подхода, как одного из перспективных направлений художественной педагогики. В статье приводятся данные мини-исследования, проведенного среди учителей начальных классов с целью выявления наиболее предпочитаемого педагогами типа предметных взаимосвязей и уровня готовности к изучению материала. Полученные материалы позволяют автору выявить характер типичных представлений учителей начальных классов о полихудожественном подходе и технологиях его реализации, а также обозначить основные задачи подготовки педагогов к данной деятельности.
Abstract: in this article, based on current research about the features of the development of the theory and practice of art education raises the issue of the role of the teacher in a primary school in the polyartistic approach, as one of the promising areas of artistic education. The article provides data mini study among primary school teachers in order to identify the most preferred teachers subject-type relationships and the level of readiness to study the material. These materials allow the author to reveal the nature of the typical views of primary school teachers about the polyartistic approach, and technology implementation, as well as the identification of the main task of preparing teachers to this activity.

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Официальный сайт института:
www.art-education.ru

Журнал издаётся по решению учёного совета института с 2006 года.

Правила публикации