ДИРЕКЦИЯ

 

 


Адрес института:
Москва, ул. Погодинская, дом 8, корп. 1
(проезд: ст метро "Парк культуры", "Фрунзенская" или "Кропоткинская")

Телефоны:
дирекция +7 (499) 246-28-90;
факс +7 (499) 766-44-65;
бухгалтерия +7 (499) 246-26-94;
аспирантура +7 (499) 246-21-23;
отдел кадров +7 (499) 246-26-94;
диссертационный совет +7 (499) 246-23-08
E.mail (дирекция):ihoraodirect@mail.ru
E.mail: ihorao@mail.ru

Директор
Людмила Валентиновна Школяр
Заместитель директора по научной работе
Любовь Григорьевна Савенкова
Заместитель директора
Лариса Леонидовна Алексеева
Учёный секретарь
Акишина Екатерина Михайловна


Школяр Людмила Валентиновна
Директор, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, Председатель диссертационного совета Института «Д 008. 015. 01» по специальностям 13.00.08 - теория и методика профессионального образования и 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе).
Л.В. Школяр работает в Институте с 1987 г . Заведовала лабораторией музыкального искусства, где проделала большую работу по переориентации научных исследований с целью приведения их в соответствие с современными требованиями к содержанию музыкального образования. Являясь ученицей выдающегося композитора, академика Д.Б. Кабалевского, успешно развивает его идеи, возглавляя научную школу ученого. Ею разработана концепция и программа формирования музыкальной культуры школьников. Исследовательский проект «Научная школа Кабалевского: традиции и новаторство в педагогике искусства», разработанный под руководством Л.В. Школяр, получил грант РГНФ и Министерства образования РФ.
Научные интересы Л.В. Школяр охватывают широкий спектр проблем музыкально-эстетического образования: вопросы художественной и учебной деятельности, разработка новых подходов к преподаванию искусства в общеобразовательной и высшей школе, создание учебно-методических комплектов по искусству нового поколения и др. Итогом плодотворного сотрудничества с академиком РАО, выдающимся ученым В.В. Давыдовым, стала разработка целого направления – педагогика искусства на принципах развивающего образования. Успешно реализована межведомственная программа «Дети-Культура-Образование».
Л.В. Школяр является научным руководителем направления фундаментальных исследований РАО «Социокультурные проблемы современного образования»; научным руководителем проекта «Культурно-исторические основы интеграции образования и культуры в условиях социальных перемен»; научным руководителем тем исследований: «Эстетический потенциал современного развивающего образования», «Психолого-дидактические основы создания нового поколения учебно-методических комплексов по искусству».
Учебно-методический комплект «Искусство слышать», подготовленный и изданный коллективом авторов под руководством Л.В. Школяр, стал победителем Всероссийского конкурса «Гуманитарное образование» ( 1994 г .). Созданные под руководством Л.В. Школяр учебники нового поколения по искусству - Учебно-методический комплект «Музыкальное искусство» для 1-7 классов: учебник, нотная хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие, - одобрены Министерством образования РФ и включены в Федеральный комплект. За эти учебники коллектив авторов, возглавляемый Л.В. Школяр, получил премию Правительства в области образования (2005 год).
В течение многих лет Л.В. Школяр сочетает административную работу с руководством опытно-экспериментальной работой в школе № 600 РАО.
Отмечена отраслевыми наградами Министерства образования РФ – Нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации», медалью К.Д. Ушинского, а также почетными грамотами Президиума РАО, Министерства Образования РФ.
Л.В. Школяр принимает активное участие в общественном музыкально-эстетическом движении. Она является председателем Международного совета по музыкально-художественному образованию при Президиуме РАО, членом нескольких экспертных советов Министерства образования РФ, на протяжении ряда лет возглавляла предметное жюри конкурса «Учитель года России», входит в состав жюри Всероссийского конкурса дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Л.В. Школяр постоянно выступает с докладами на международных и республиканских конференциях (гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Пермь, Йошкар-Ола, а также Германия, Италия, Болгария, Китай, Куба, Финляндия и др.).

Савенкова Любовь Григорьевна
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования,
член Бюро экспертного совета по опытно-экспериментальной работе Российской академии образования, член Международной организации InSEA по эстетическому воспитанию детей.
Работает в Институте художественного образования с 1980 года: с 1980 – по 1987 гг. в Лаборатории преподавания изобразительного искусства, с 1987 по 1999 в Лаборатории комплексного взаимодействия искусств, с 1999 г. заместитель директора по научной работе.
Ведущий специалист в области интегрированного обучения в сфере гуманитарно-художественного образования и полихудожественного воспитания детей. Автор программ, учебников, книг, пособий по обозначенному направлению, в том числе по изобразительному искусству (общее количество более 100).
Лауреат Премии Правительства РФ в области образования и науки 2006г. за цикл научных трудов "Интеграция искусств как условие полихудожественного развития детей и молодежи".
Под руководством Л.Г. Савенковой созданы и активно работают опытно-экспериментальные площадки в России и ближнем зарубежье по освоению современных направлений, форм и методов работы (более 20 школ): г. Москвы, Московской области, Свердловской области, Ленинградской области Нижегородской и Самарской областей, Тольятти, Таганроге, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Луганске, Вильнюсе, и др.. Среди которых наиболее активно работают: Культурно-образовательный центр «Аспекты образования» Юго-Западного административного округа, Школа-лаборатория № 875 Западного административного округа, Центр развития ребенка, детский сад № 867 Юго-Восточного административного округа г. Москвы; Лицей-интернат искусств им. С.П.Дягилева, г. Екатеринбурга, Арзамаса, школа искусств г. Лесного Свердловской области, Факультет искусств Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина г. Санкт-Петербурга и др.
Л.Г.Савенкова неоднократно выступала с докладами на международных конференциях по проблемам современного интегрированного освоения искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии, Финляндии. Под ее руководством в течение ряда лет в Москве ежегодно организуются и проводятся Международные и Всероссийские научно-педагогические конференции по актуальным проблемам художественного образования и эстетического воспитания. Ученый активно сотрудничает с Центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, которым руководит доктор педагогических наук, профессор Б.А.Столяров.


Алексеева Лариса Леонидовна
Доктор педагогических наук, доцент.
В Институте работает с 2002 года.
На протяжении ряда лет научные интересы были связаны с теорией и практикой музыкального образования детей. Опыт работы в общеобразовательной школе в качестве учителя музыки получил общественное признание и отмечен государственными наградами по результатам участия в городском, областном, а затем и всероссийском конкурсе «Учитель года». Л.Л. Алексеева является лауреатом областного конкурса «Учитель Оренбуржья-1998», лауреатом всероссийского конкурса «Учитель года - 1998», имеет нагрудный знак «Учитель года» (1999). За высокое педагогическое мастерство, создание благоприятных условий для всестороннего развития личности, разработку авторских программ Л.Л. Алексеевой присуждена премия Президента Российской Федерации (1999). В 2012 году награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Как профессионального вокалиста и лауреата всероссийского конкурса (1996 г.), в центре ее постоянного внимания находятся вопросы воспитания культуры пения у детей и подростков. Результаты научно-методической работы нашли отражение в ряде работ (программах, статьях, пособиях) по проблемам вокально-творческого развития школьников, приобщения подрастающего поколения к традициям российского хорового искусства.
Начиная с 2001 года, приоритетным направлением работы Л.Л. Алексеевой является исследование проблем художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, включая вопросы реализации нравственного потенциала искусства, художественного развития человека, формирования эмоционально-духовной сферы личности. Особое внимание уделяется изучению специфики художественно-эстетического образования в профильной школе, в том числе его содержанию, оценке качества образования старшеклассников, учебно-методическому обеспечению образовательного процесса. Итогом исследования стали научные публикации в области теоретических и методических проблем художественно-эстетического образования на старшей ступени общеобразовательной школы и успешная защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук (2009 г.).
Результаты научных исследований Л.Л. Алексеевой нашли свое отражение и в широкой практической деятельности. Начиная с 2006 года, Л.Л. Алексеева является научным консультантом государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж музыкально-театрального искусства № 61» г. Москвы. С ее непосредственным участием осуществляется работа этой городской экспериментальной площадки, реализуется программа научно-экспериментальной деятельности в Колледже, создается научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса по разным видам искусства (вокальное, инструментальное (фортепиано, скрипка, кларнет), театрально-декорационное, хореографическое), разрабатывается вариативная часть основной образовательной программы по укрупненной группе специальностей «Культура и искусство». Благодаря этому идет активный процесс внедрения в практику федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, повышается уровень преподавания и соответственно качество подготовки обучающихся к будущей творческо-исполнительской и педагогической деятельности.
С 2008 года Л.Л. Алексеева является руководителем творческого коллектива и непосредственным участником разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения для начальной и основной школы по предметам искусства. В числе опубликованных ею работ в серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы начального общего образования: Музыка. В 2 ч. Ч. 2 (2008); Планируемые результаты начального общего образования: Музыка (2009 – 2010); Примерные программы по учебным предметам. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8–9 классы (2010); Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Музыка. Система заданий. В 3 ч. Ч.2 (2011); Фундаментальное ядро содержания общего образования: Искусство. 4-е изд., дораб. (2011) и др.
На протяжении ряда лет Алексеева Л.Л., работая в составе группы региональных экспертов, осуществляет успешное сотрудничество с Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Беларуси, Республики Молдова и Российской Федерации по реализации проекта ЮНЕСКО и МФГС «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке». Результатом работы на данном этапе осуществления долгосрочного проекта является подготовка аналитических материалов, раскрывающих современное состояние и перспективы дальнейшего развития отечественной системы художественного образования.
Под научным руководством Л.Л. Алексеевой защищены три кандидатские диссертации по проблемам художественно-педагогической деятельности музыкантов (Е.М. Куроленко, г. Красноярск), профессиональной подготовки учителей к импровизации на уроках музыки (Т.И. Бондаренко, г. Москва) и преподаванию музыкального фольклора (О.М. Кузьмина, г. Ржев Тверской обл.).

.

Акишина Екатерина Михайловна
Kандидат искусствоведения, старший научный сотрудник.
Сфера научных интересов связана с исследованием музыкальных явлений современного искусства, с проблемами интерпретации содержания музыкальных произведений, с поиском методов раскрытия смысла академической музыки второй половины XX века. Автор научных статей музыковедческой и педагогической тематики. В них нашли отражение современные подходы к анализу творчества А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, Е.И. Подгайца и особенности внедрения их творчества в учебно-воспитательный процесс на уроках музыки общеобразовательной школы. Автор программ для дополнительного образования в ДМШ и ДШИ «Музыкальное содержание» (в соавторстве с В. Холоповой и В. Бойцовой) и «Жизнь русского романса».

 

Все права защищены © ФГНУ Институт Художественного Образования РАО (ФГНУ ИХО РАО) 2014 гг.